Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
ХРАМЦОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2022-11-20 18:06:55
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы
II Направленность
III Сведения об авторе и
составители программы
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон.
IV Сведения о программе
1. Нормативная база.
«Робототехника»
Техническая
Кайгородова Наталья Павловна
1976
Высшее
Учитель
Высшая
9041665333@bk.ru
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая
2015 г. № 996-р);
- Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и
науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности
с
использованием
сетевых форм реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016
№
ВК-641/09
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №
162-Д
«Об
утверждении
Концепции
развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
- Устав МКОУ «Храмцовская ООШ».
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5 Подвид программы
72 часа, 1 год
Очная
11 – 15 лет
традиционная
6.Уровень программы
7.Тип программы
V/Характеристика программы
Стартовый
Модифицированная
1. Цель программы
Формирование начальных инженерно - технических
навыков в области конструирования и робототехники с
использованием образовательных конструкторов.
3
2. Учебные разделы/курсы/
модули (в соответствии с
учебным планом)
3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности.
1 «Работа с Конструктором для практики блочного
программирования КЛИК»
2 «Работа с четырехосевым учебным роботомманипулятором»
3
«Работа
с
набором
для
изучения
многокомпонентных робототехнических систем и
манипуляционных роботов»
Методы: Для предъявления учебной информации
используются следующие методы:
- словесный (рассказ, беседа, лекция);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация);
- практический (сборка и программирование модели);
- исследовательский (самостоятельное конструирование и
программирование);
- методы контроля (тестирование моделей и программ,
выполнение заданий соревнований, самоконтроль).
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности
применяются методы:
- соревнования
- создание ситуации успеха
- поощрение и порицание.
Формы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая
4. Формы мониторинга
Промежуточная аттестация: тестирование, беседа, устный
опрос, соревнования, игры
5. Дата утверждения и
последней корректировки.
Итоговая аттестация: тестирование, соревнования
20 мая 2022 г
4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.4. Пояснительная записка
1.5. Цель и задачи программы
1.6. Содержание программы
Учебный план
Учебно – тематический план
Содержание учебно – тематического плана
1.4. Планируемые результаты
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3.Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы
2. Критерии динамики личностного роста обучающегося
3. Карта результативности освоения образовательной программы
4. Личная карта результативности освоения образовательной программы
воспитанника(цы) детского объединения
5
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника»
(далее – Программа) имеет техническую направленность.
Программа - модифицированная, разработана на основе изучения программ данного
направления, в частности Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Робототехника» автор Кушманцев С.П.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Актуальность программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Робототехника» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенкав Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательныхтехнологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
6
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности
с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направленииметодических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав МКОУ «Храмцовская ООШ».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время робототехника
является перспективной областью для применения образовательных методик в процессе
обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественнонаучных
дисциплин. Программа даёт возможность обучить детей первоначальным навыкам в области
робототехники и предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной
работы. Кроме того, обучение по данной программе способствует развитию творческой
деятельности, конструкторско-технологического мышления детей, приобщает их к решению
конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области
заключается в том, что занятие программы проводятся со следующими робототехническими
наборами: КЛИК (DIGIS), Образовательным набором по электронике, электромеханике и
микропроцессорной технике AR-DEK-STR-02, Образовательным комплектом на базе учебного
манипулятора DOBOT Magician с системой технического зрения
DM-EV-R2,
Образовательным робототехническим комплектом «СТЕМ Мастерская» AR-RSK-WRS-02.
Основным содержанием данной программы является постепенное усложнение занятий от
технического моделирования до сборки и программированию роботов.
Обучающиеся изучают основы робототехники на базе образовательных конструкторов
КЛИК, AR-DEK-STR-02, DM-EV-R2, AR-RSK-WRS-02, что даёт им возможность создавать
оригинальные модели, воплощать свои самые смелые конструкторские идеи, изучать язык
программирования.
Особенности организации образовательного процесса
Модель
реализации ДООП традиционная, т.к. представляет собой линейную
последовательность освоения содержания разделов программы в течение 1 года обучения.
Программа имеет образовательные разделы, которые взаимосвязаны, благодаря чему
обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для
достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели
7
программы.
В структуре программы три раздела: «Работа с Конструктором для практики блочного
программирования КЛИК», «Работа с Четырехосевым учебным роботом-манипулятором»,
«Работа с набором для изучения многокомпонентных робототехнических систем и
манипуляционных роботов»
объединенные единой целью - развитие творческих
способностей и введение в начальное инженерно - техническое конструирование и основы
робототехники с использованием робототехнических образовательных конструкторов.
Раздел 1 «Работа с Конструктором для практики блочного программирования
КЛИК»
Раздел предназначен для изучения основ робототехники, деталей, узлов и механизмов,
необходимых для создания робототехнических устройств с помощью конструктора для
практики блочного программирования КЛИК
В ходе изучения данного раздела можно проводить эксперименты по предмету физика,
создавать и программировать собираемые модели, из компонентов, входящих в его состав,
рабочие модели мобильных и стационарных робототехнических устройств с
автоматизированным управлением, в том числе на колёсном и гусеничном ходу, а также
конструкций, основанных на использовании различных видов передач (в том числе червячных
и зубчатых) а также рычагов., Обеспечивают возможность практического изучения
технологий интернета вещей и основ искусственного интеллекта. Знакомство со средой
программирования: mBlock, ArduinoIDE
Раздел 2 «Работа с Четырехосевым учебным роботом-манипулятором»
Раздел предназначен для изучения образовательного комплекта на базе учебного
манипулятора DOBOT MAGICIAN, выполнения практических заданий с гравировкой
Универсальный
робототехнический
контроллер
представляет
собой
устройство,
программируемое в среде Arduino IDE.
Раздел 3 «Работа с набором для изучения многокомпонентных робототехнических
систем и манипуляционных роботов»
Данный раздел позволяет познакомить учащихся с
основами разработки и
конструирования моделей промышленных манипуляционных роботов различного типа и
автономных мобильных роботов, кроме того позволит учащимся на примере собираемых из
набора манипуляционных роботов ознакомиться с основными технологическими
принципами, применяемыми на современном производстве, и научиться выполнять различные
технологические операции с использованием ручных инструментов и специализированного
оборудования. Учащиеся изучат виды технологических операций на производстве, основы
проектирования гибких производственных ячеек и разработки систем управления
манипуляционными роботами. Также они узнают об инженерных профессиях и
специальностях, необходимых на современном производстве и в Индустрии.
Все образовательные разделы взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается
интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения
обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Робототехника» адресована детям в возрасте от 11 до 15 лет. В группу
принимаются всежелающие без предварительного отбора.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
8
физических особенностей детей данного возраста.
Подростковый возраст от 11-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный
смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным»,
такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка.
Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в
организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования:
чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение
определенных романтических чувств.
Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к
самообразованию
и
самовоспитанию,
полная
определенность
склонностей
и
профессиональных интересов.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и
навыки соответствуют данному виду деятельности.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание
согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Количество учащихся одновременно находящихся в группе от 7 до 10 человек.
Уровневость. Программа относится к стартовому уровню и предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности при
работе с конструктором; изучают названия основных элементов конструктора; узнают о
таких понятиях как прочность и устойчивость; виды подвижных и неподвижных соединений
в конструкторе; название и принципы работы простейших механизмов: «трение», «сила»,
«сцепление», «усилие»; учатся подбирать детали, необходимые для конструирования;
конструировать модели по инструкции и по образцу; исследовать простые механизмы;
работать в парах, в группе. Главная задача на данном уровне - сформировать устойчивый
интерес у ребят к конструированию, развить их творческий потенциал и коммуникативные
качества.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Объем программы – 72 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов: беседа, мастер-класс, презентация, практическое
занятие, открытое занятие.
9
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование начальных инженерно - технических навыков в
области конструирования и робототехники с использованием образовательных
конструкторов.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить школьников с понятиями «технология», «технологический процесс»,
«механизм», «проект»;
- познакомить с правилами безопасной работы при работе с конструкторами;
- познакомить с основными компонентами образовательных конструкторов КЛИК,
AR-DEK- STR-02, DM-EV-R2, AR-RSK-WRS-02;
- познакомить с конструктивными особенностями различных моделей, сооружений и
механизмов;
−
научить
приемам
сборки
и программирования
с
использованием робототехнических образовательных конструкторов, создавать
модели по разработанной схеме, инструкции;
- научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов;
− обучить проектированию, сборке и программированию устройства;
- научить поэтапному ведению творческой работы: от идеи до реализации;
- научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных
элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- научить демонстрировать полученный опыт разработки оригинальных конструкций в
заданной ситуации: находить варианты, отбирать решения, проектировать и конструировать,
анализировать, принимать альтернативные решения.
- научить работать в паре, коллективе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
− развитие творческой инициативы и самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие памяти, внимания, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики;
- развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, усердия.
Воспитательные:
− воспитывать умения работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
− воспитывать чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и
труда окружающих;
- воспитание нравственных качеств: отзывчивости, доброжелательности, честности,
ответственности.
10
2.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела
1
Работа с Конструктором
дляпрактики блочного
программирования КЛИК
2
Работа с Четырехосевым учебным
роботом-манипулятором
3
Работа с набором для
изучениямногокомпонентных
робототехнических систем
иманипуляционных
роботов
Всего
Количество часов
Формы
всего
теори практи аттестации/
контроля
я
ка
24
6
18
Презентация
робота,
соревнование,
устный опрос,
тестирование
24
6
18
Презентация
робота,
соревнование,
устный опрос,
тестирование
24
6
18
Презентация
робота,
соревнование,
устный опрос,
тестирование
72
18
54
11
Учебно-тематический план
№
Название раздела
всего
111
Количество часов
теория
практика
Формы/
методы
контроля и
аттестации
Работа с Конструктором для
практики блочного
программированияКЛИК
24
6
18
3
1
2
Устный
опрос
3
1
2
3
1
2
Устный
опрос
Устный
опрос
1.4
Конструктивные элементы и
комплектующие конструктора
КЛИК
Исполнительные механизмы
конструктора КЛИК
Базовые принципы
проектирования
роботов. Мобильный робот
Робот-манипулятор
3
1
2
1.5
Сортировщик цвета
3
0,5
2,5
1.6
Робот Муравей
3
0,5
2,5
1.7
Ультразвуковой терменвокс
3
0,5
2,5
1.8
2
Копировальщик
3
24
0,5
6
2,5
18
1
1.1
1.2
1.3
Работа с Четырехосевым учебным
роботом-манипулятором
2.1
Знакомство с манипулятором
DOBOT Magician, дистанционное
управление,механический захват.
3
1
2
2.2
Дистанционное управление
DOBOT Magician. Вакуумный
захват. Конвейер DOBOT.
3
1
2
2.3
Программное обеспечение
DobotStudio. Панель управления
DOBOT Magician.Режим
управления мышью.
Программное обеспечение
DobotStudio.
Графический режим.
3
1
2
3
1
2
Программное обеспечение
DobotStudio.
Лазерная гравировка.
Геометрические развертки.
Лазерная резка в ПО DobotStudio.
3
0,5
2,5
3
0,5
2,5
2.4
2.5
2.6
Презентация
робота
Презентация
робота.
Соревнование
презентация
робота.
Соревнование
презентация
робота.
Соревнование
Выставка
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
Устный
опрос
12
2.7
Перемещение DOBOT Magician по
рельсу.
3
0,5
2,5
2.8
Простейшее программирование в
ПО DobotStudio.
3
0,5
2,5
3
Работа с Четырехосевым учебным
роботом-манипулятором
24
6
18
3.1
2
2
3.2
Обзор образовательного комплекта
СТЕМ Мастерская.
Исполнительныемеханизмы.
Плоскопараллельный манипулятор
3
0,5
2,5
3.3
Угловой манипулятор
4
0,5
3,5
3.4
Манипулятор с DELTA
кинематикой
5
1
4
3.5
Пневмоконтроллер
5
1
4
3.6
Мобильная
платформа всенаправленного
движения
5
1
4
Презентация
робота
Устный
опрос
Выставка
Устный
опрос
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Устный
опрос
Презентация
робота
Выставка
Содержание учебно – тематического плана
1. Работа с Конструктором для практики блочного программированияКЛИК
1.1.
Конструктивные элементы и комплектующие конструктора КЛИК
Теория: Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в
России. Знакомство с конструктором, правилами организации рабочего места. Техника
безопасности.
Практика: Изучение названий деталей. Изготовление простейших конструкций
1.2.
Исполнительные механизмы конструктора КЛИК
Теория: Названия и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей.
Датчики (назначение, единицы измерения). Простые механизмы в конструировании.
Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
Практика: Изучение названий деталей. Изготовление простейших конструкций
1.3.
Базовые принципы проектирования роботов. Мобильный робот
Теория: Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки
модели. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. Ознакомление с принципами
описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Знакомство с
элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес.
13
Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес.
Практика: Сборка модели на зубчатой передаче.
1.4.
Робот-манипулятор
Теория: модели мобильных и стационарных робототехнических устройств с
автоматизированным управлением, на колёсном ходу. Конструкция робота. Основные
свойства конструкции при ее построении. Знакомство с элементом модели шкивы и ремни,
изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели
перекрестная переменная передача.
Практика: Создание ременных и зубчатых механизмов с использованием готовых схем
Форма контроля: презентация робота.
1.5.
Сортировщик цвета
Теория: модели мобильных и стационарных робототехнических устройств с
автоматизированным управлением на гусеничном ходу. Различные сенсоры необходимы для
выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Конструкция робота.
Основные свойства конструкции при ее построении.
Практика: Сборка модели по технологическим картам. Составление простой
программы для модели
Форма контроля: презентация робота. Соревнование.
1.6.
Робот Муравей
Теория: Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение
измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика
расстояния. Конструкция робота. Основные свойства конструкции при ее построении.
Практика: Сборка модели по технологическим картам. Составление простой
программы для модели
Форма контроля: презентация робота. Соревнование
1.7.
Ультразвуковой терменвокс
Теория: Ультразвуковой сенсор. Датчик звука. Редактор звука.
.Практика: Сборка модели по технологическим картам. Составление простой
программы для модели
Форма контроля: презентация робота.
1.8.
Копировальщик
Теория: Особенности устройства других средств робототехники. Использование
нескольких видов передач в одной модели.
Практика: Сборка модели по технологическим картам. Составление простой
программы для модели
Формы контроля: Заключительное занятие. Конкурс и защита моделей. Организация
выставки.
2.
Работа с Четырехосевым учебным роботом-манипулятором
2.1.
Знакомство с манипулятором DOBOT Magician, дистанционное управление,
механический захват
Теория: Знакомство с конструктором, правилами организации рабочего места. Техника
безопасности. Захват механический с пневматическим приводом.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы.
2.2.
Дистанционное управление DOBOT Magician. Вакуумный захват. Конвейер
14
DOBOT
Теория: Захват механический с пневматическим приводом. Захват вакуумный.
Конвейер.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы.
2.3.
Программное обеспечение DobotStudio. Панель управления DOBOT Magician.
Режим управления мышью
Теория: Программное обеспечение DobotStudio. Панель управления DOBOT Magician.
Режим управления мышью
Практика: Сборка модели по технологическим картам. Составление простой
программы для модели.
2.4.
Программное обеспечение DobotStudio. Графический режим.
Теория: Знакомство с устройством захвата для пишущего инструмента. Изучение
работы экструдера для 3D-печати.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы. Выполнение
графической работы по заданным параметрам.
2.5.
Программное обеспечение DobotStudio. Лазерная гравировка.
Теория: Лазерный модуль гравировки. Знакомство с устройством.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы. Выполнение лазерной
гравировки по заданным параметрам.
2.6.
Геометрические развертки. Лазерная резка в ПО DobotStudio.
Теория: Геометрические развертки. Создание геометрической развертки по заданным
параметрам.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы. Выполнение лазерной
резки по заданным параметрам.
2.7.
Перемещение DOBOT Magician по рельсу.
Теория: Системы передвижения мобильных роботов
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы.
2.8.
Простейшее программирование в ПО DobotStudio
Теория: Понятие команды, программы, программирования. Сенсорные системы.
Устройства управления роботов.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы.
Формы контроля: Заключительное занятие. Конкурс и защита моделей. Анализ
творческих работ. Организация выставки.
3.
Работа с Четырехосевым учебным роботом-манипулятором
3.1.
Обзор образовательного комплекта СТЕМ Мастерская. Исполнительные
механизмы.
Теория: Знакомство с конструктором, правилами организации рабочего места. Техника
безопасности. Манипуляционные системы. Рабочие органы манипуляторов.
Практика: сборка и программирование манипуляционных роботов.
3.2.
Плоскопараллельный манипулятор
Теория: Виды технологических операций на производстве, основы проектирования
гибких производственных ячеек и разработки систем управления манипуляционными
роботами
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы
15
Формы контроля: презентация робота.
3.3.
Угловой манипулятор
Теория: типы кинематической схемы, обладающих высокой точностью и динамикой
движения
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы
Формы контроля: презентация робота
3.4.
Манипулятор с DELTA
Теория: основные технологические принципы, применяемые на современном
производстве, и технологические операции с использованием ручных инструментов и
специализированного оборудования.
Практика: Создание модели с заданными параметрами работы
Формы контроля: презентация робота
3.5.
Пневмоконтроллер
Теория: промышленный автоматизированный привод со встроенной системой
управления и контроля.
Практика: Создание робота с заданными параметрами работы
Формы контроля: презентация робота
3.6.
Мобильная платформа всенаправленного движения
Теория: Ознакомление с производством и применением роботов на производстве.
Системы передвижения мобильных роботов. Инженерные профессии, специальности,
необходимые на современном производстве и в Индустрии.
Практика: Создание робота с заданными параметрами работы
Формы контроля: Заключительное занятие. Конкурс и защита моделей. Анализ
творческих работ. Организация выставки.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
Результаты теоретической подготовки обучающегося:
знает и может объяснить:
понятия: «технология», «технологический процесс», «механизм», «проект»,
правила безопасной работы;
- основные компоненты образовательных конструкторов КЛИК, AR-DEK- STR-02,
DM-EV-R2, AR-RSK-WRS-02;
работу основных механизмов и передач;
- конструктивные
особенности
различных
моделей,
сооружений и
механизмов;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе,а также:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по
инструкции,
- демонстрирует полученный опыт разработки оригинальных конструкций в заданной
ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование,
испытание, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.
16
создавать модели по разработанной схеме;
работать в паре и коллективе, эффективно распределять обязанности;
рассказывать о модели;
излагать мысли в чёткой логической последовательности;
уметь собирать роботов, используя различные датчики.
Метапредметные результаты:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области лего-конструирования и робототехники в условиях
развивающегося общества
- готовность к повышению своего образовательного уровня;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств лего-конструирования и робототехники.
-
17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кадровые. Реализовывать программу может педагог дополнительного образования,
учитель имеющий среднее либо высшее профессиональное образование, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности.
Организационно- педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных, окружных, региональных международных
конкурсах(соревнованиях).
- сотрудничество с родителями и другими коллективами.
- сетевое взаимодействие.
Материально-технические. Результат реализации программы во многом зависит от
материально-технического обеспечения, необходимого для всех видов образовательной
деятельности обучающихся, педагогической, административной и хозяйственной
деятельности.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- компьютерные столы, а также отдельные столы, для практических работ с
конструктором,
- полки для хранения собранных моделей,
- компьютеры с установленным необходимым программным обеспечением;
- проектор + экран, либо интерактивная доска;
- источники питания,
- МФУ.
- Робототехнический набор КЛИК предназначен для изучения основ робототехники,
деталей, узлов и механизмов, необходимых для создания робототехнических устройств.
- Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной
технике «Конструктор программируемых моделей инженерных систем. Расширенный набор"
предназначен для занятий по электронике и схемотехнике с целью изучения наиболее
распространенной элементной базы, применяемой для инженерно-технического творчества
учащихся и разработки учебных моделей роботов. Набор позволяет проведение учебных
занятий по изучению основ мехатроники и робототехники, практического применения
базовых элементов электроники и схемотехники, а также наиболее распространенной
элементной базы и основных технических решений, применяемых при проектировании и
прототипировании различных инженерных, кибернетических и встраиваемых систем.
- Образовательный комплект на базе учебного манипулятора DOBOT Magician с
системой технического зрения содержит учебный манипулятор DOBOT Magician,
представляющий собой многофункциональный настольный манипулятор с комплектом
сменных рабочих инструментов, благодаря которым DOBOT Magician обладает
возможностью перемещения предметов, трехмерной печати, лазерной гравировки, письма и
рисования.
- Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем
и манипуляционных роботов "Образовательный робототехнический комплект "СТЕМ
Мастерская". Расширенный" предназначен для изучения основ разработки и конструирования
моделей промышленных манипуляционных роботов различного типа и автономных
мобильных роботов. В состав комплекта входят сервомодули, представляющие собой модели
промышленных автоматизированных приводов со встроенной системой управления.
Применение данного типа сервомодулей позволяет разрабатывать модели манипуляционных
18
роботов с различными типами кинематической схемы, обладающих высокой точностью и
динамикой движения.
Методические особенности организации образовательного процесса.
Базовая форма обучения данной программы – очная, но в случаях невозможности
проведения занятий в очном режиме доступно осуществление некоторого числа
дистанционных занятий с использованием электронно-коммуникационных технологий, в том
числе сети Интернет.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальной – подача материала всему коллективу воспитанников;
Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом
помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности
обучающегося и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
Групповой – когда обучающимся представляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со
стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это
способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приемом при
организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так
называемых минигрупп или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.
В соответствии с концепцией образовательной программы формирование групп
обучающихся происходит по возрастному ограничению – состав группы постоянный.
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:
- фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа);
- групповые (работа над проектами, соревнования);
- индивидуальные (инструктаж,
разбор ошибок, индивидуальная сборка
робототехнических средств).
Для предъявления учебной информации используются следующие методы:
- словесный (рассказ, беседа, лекция);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация);
- практический (сборка и программирование модели);
- исследовательский (самостоятельное конструирование и программирование);
- методы контроля (тестирование моделей и программ, выполнение заданий
соревнований, самоконтроль).
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:
- соревнования
- создание ситуации успеха
- поощрение и порицание.
Педагогические технологии
1.
Технология индивидуализации обучения.
2.
Технология группового обучения.
3.
Технология модульного обучения.
4.
Технология дифференцированного обучения.
5.
Технология разноуровневого обучения.
6.
Технология исследовательской деятельности.
7.
Технология проектной деятельности.
Дидактические материалы
- Наглядные, демонстрационные и практические пособия;
- Подборки материалов, заданий, упражнений;
- Раздаточные материалы по темам и разделам;
- Инструкционные, технологические карты;
- Образцы изделий.
19
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно Рабочей
программы воспитания МКОУ «Храмцовская ООШ» и ежегодного Календарного плана
воспитательной работы.
Цель рабочей программы воспитания - создание единого воспитательного пространства
для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей
(таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), в
усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии социально
значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по дополнительной
общеобразовательной программе как источник поддержки и развития интереса к познанию и
творчеству; содействовать успеху каждого ребенка;
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с
обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и
образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся для
совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и
подростков как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и самореализации;
- содействовать
приобретению
опыта
личностного
и
профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и способность к
духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих
конструктивную, социально-приемлемую самореализацию, позитивную социализацию,
противодействие возможному негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем
модуле.
Направления
воспитания
Учебные занятия по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам
Задачи воспитания
Тематические
модули
«Воспитание на
учебном
занятии»
Использовать в воспитании детей возможности
учебного
занятия
по
дополнительным
общеобразовательным программам как источник
поддержки и развития интереса к познанию и
творчеству; содействовать успеху
каждого ребенка
Организация
Организовывать
воспитательную
работу
с «Воспитание в
воспитательной
коллективом и индивидуальную работу с
детском
деятельности
в обучающимися детского объединения
объединении»
детских объединениях
20
Воспитательные
Реализовывать
потенциал
событийного
мероприятия
в воспитания
для
формирования
духовнодетских
нравственных ценностей, укрепления и развития
объединениях,
традиций детского объединения и
образовательной
образовательной
организации,
развития
организации
субъектной позиции обучающихся
Продуктивное
Организовывать работу с родителями (законными
взаимодействие
с представителями) обучающихся для совместного
родителями
решения проблем воспитания
и социализации детей и подростков
Индивидуализация
Реализовывать потенциал наставничества в
образовательного
воспитании детей и подростков как основу
процесса
поддержки
и
развития мотивации
к саморазвитию и самореализации
Профориентационная Содействовать
приобретению
опыта
работа
личностного
и
профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб
в совместной деятельности и социальных
Практиках
Профилактическая
Формировать у детей и подростков нравственные
работа
ценности, мотивацию и способность к духовнонравственному развитию, интересов и личностных
качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социальноприемлемую
самореализацию,
позитивную социализацию,
противодействие
возможному к негативному влиянию среды.
«Ключевые
культурнообразовательные
события»
«Взаимодействи
е с родителями»
«Наставничество
и тьюторство»
«Профессиональ
ное
самоопределени
е»
«Профилактика»
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для
развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Учебные
занятия технической направленности направлены на повышение технологической грамотности
в области инженерных и технических профессий, они проходят с использованием учебнолабораторного оборудования, что находит отражение в формах и видах учебной деятельности
обучающихся.
2.2.
Формы аттестации. Оценочные материалы
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает
следующие формы диагностики и аттестации:
1.
Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для
выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.
Формы контроля: устный опрос, практическая работа.
2.
Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.
Формы контроля: тестирование, беседа, устный опрос, соревнования, игры.
Мониторинг результатов обучения включает в себя диагностику знаний обучающихся,
их оценку в соответствии с поставленными целями обучения икорректировку ошибок.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения
ребенка за его труд, старание.
В ходе реализации программы существует такие способы отслеживания и оценки
21
успеваемости учащихся как:
1) Сетка для записи отдельных случаев:
для каждого учащегося или группы можно использовать сетку категорийнаблюдения для
следующих целей:
- оценка результатов обучающегося на каждом этапе процесса;
предоставление конструктивной
обучающихся;
2) Сетка категорий наблюдения;
-
обратной
связи
для
содействия
развитию
3) Страницы документации
4) Утверждения для самостоятельной оценки своих знаний
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука»
2010. - 195 с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания;
авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как
непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
7.Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.»
LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»
8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учтеля и сборник проектов. LEGO
Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
9.Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
Для учащихся:
1. Франджиойя Ф. Простые LEGO модели на каждый день недели. – М.: Эксмодетство. –
208 с.
2. Дис С. LEGO Гениальные изобретения. - М.: Эксмодетство. – 192 с.
3. LEGO Удивительные творения. - М.: Эксмодетство. – 184 с.
4. LEGO Эпические приключения. - М.: Эксмодетство. – 192 с.
Дополнительные Интернет - ресурсы для учащихся
1.
2.
3.
4.
http://metodist.lbz.ru
http://www.uchportal.ru
http://informatiky.jimdo.com/
http://www.proshkolu.ru/
23
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
2
3
4
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы
Критерии динамики личностного роста обучающегося
Карта результативности освоения образовательной программы
Личная карта результативности освоения образовательной
программы воспитанника(цы) детского объединения
стр.
стр.
стр.
стр.
24
баллы
Освоение
разделов
программы
0-4
Менее 1/3
5-8
1/3-2/3
9 – 12
2/3практически
полностью
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Уровень
Приложение 1
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы
Знания и мастерство
Формирование
Формирование
знаний, умений,
общеучебных
навыков
способов
деятельности
Знание (воспроизводит
Выполнение со
термины, понятия,
значительной помощью
представления, суждения,
кого-либо (педагога,
гипотезы, теории,
родителя, более
концепции, законы
опытного учащегося)
и т. д.)
Понимание (понимает
Выполнение при
смысл и значение
поддержке. Разовой
терминов, понятий, гипотез и т. д., помощи. Консультации
может объяснить своими словами, кого-либо.
привести свои примеры,
аналогии).
(использует знания и
умения в сходных учебных
ситуациях).
Овладение,
Самостоятельное
самостоятельный перенос на
построение, выполнение
другие предметы и виды
действий, операций.
деятельности
(осуществляет
взаимодействие уже имеющихся
знаний, умений и навыков с
вновь приобретенными;
использует их в различных
ситуациях;
уверенно использует в
ежедневной практике)
25
Приложение 2
Критерии динамики личностного роста обучающегося
Показатели (оцениваемые
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
параметры)
Культура
организации Аккуратность в выполнении - низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
своей деятельности
практической
работы, предусмотренных программой);
терпение и работоспособность - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более
1/2);
-высокий уровень (ребенок усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
Адекватность восприятия
Стремление
исправить -низкий уровень (не прислушивается к советам педагога, в
профессиональной оценки
указанные ошибки, умение редких случаях исправляет ошибки);
своей деятельности и ее
прислушиваться к советам -средний уровень (стремится исправить указанные ошибки
результатов
педагога
прислушивается к советам педагога);
-высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к
советам педагога).
Умение взаимодействовать Участие
в
выполнении - низкий уровень (не принимает участие в коллективных
с другими членами
коллективных работ, умение работах, с трудом находит контакт с другими детьми,
коллектива
входить в контакт с другими конфликтен);
детьми, конфликтность.
-средний уровень (принимает участие в коллективных работах,
находит контакт с другими детьми, не конфликтен);
-высокий уровень (принимает активное участие в коллективных
работах, всегда находит контакт с другими детьми, не
конфликтен).
0-4
5-8
9-12
Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
26
Приложение 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0-4
5–8
9-12
международный
всероссийский
область
округ
район
учреждение
Достижения (кол - во)
на уровне
объединение
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
ФИ обучающегося
начало года
№
Карта результативности освоения образовательной программы
за 20__ - 20__ учебный год
Освоение разделов
Формирование ЗУН
Развитие качеств
программы
личности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
27
Приложение 4
Личная карта
результативности освоения образовательной программы воспитанника(цы) детского объединения
Фамилия, имя ______________________________________
Параметры
Начало года
Середина года
Конец года
Форма проверки,
оценивания
диагностики
1.Освоение разделов
программы
Опрос
Вводное занятие
Раздел 1. Работа с
Презентация группового
проекта
Конструктором для
практики блочного
программирования КЛИК
Раздел 2. Работа с
Презентация группового
Четырехосевым учебным
проекта
роботом-манипулятором
Раздел 3. Работа с набором
Презентация группового
для изучения
проекта
многокомпонентных
робототехнических систем и
манипуляционных роботов
Презентация итогового
Итоговое занятие
проекта
2.Формирование знаний,
умений, навыков.
Знание теоретических основ
Владение практическими
умениями и навыками
3.Развитие личностных
свойств и способностей
Культура организации своей
деятельности
Адекватность
восприятия
28
профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов
Умение взаимодействовать с
другими членами коллектива
7 Предметные
достижения обучающегося:
на уровне детского объединения
на уровне ОУ
Н а уровне района
на уровне округа
на уровне области
0-4
5-8
9-12
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Общие замечания, суждения и выводы педагога
_____________________________________________________________________________________________________________________
29
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее –
Программа) имеет техническую направленность.
Цель программы: формирование начальных инженерно - технических навыков в области
конструирования и робототехники с использованием образовательных конструкторов.
В структуре программы три раздела: «Работа с Конструктором для практики блочного
программирования КЛИК», «Работа с Четырехосевым учебным роботом-манипулятором»,
«Работа с набором для изучения многокомпонентных робототехнических систем и
манипуляционных роботов» объединенных единой целью - развитие творческих способностей и
введение в начальное инженерно - техническое конструирование.
Программа «Робототехника» адресована детям в возрасте от 11 до 15 лет. В группу
принимаются всежелающие без предварительного отбора.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия
на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Объем программы – 72 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество учащихся одновременно находящихся в группе от 7 до 10 человек.
Уровневость. Программа относится к стартовому уровню и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности при работе
с конструктором; изучают названия основных элементов конструктора; узнают о таких понятиях как
прочность и устойчивость; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; название и
принципы работы простейших механизмов: «трение», «сила», «сцепление», «усилие»; учатся
подбирать детали, необходимые для конструирования; конструировать модели по инструкции и по
образцу; исследовать простые механизмы; работать в парах, в группе. Главная задача на данном
уровне - сформировать устойчивый интерес у ребят к конструированию, развить их творческий
потенциал и коммуникативные качества.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов: беседа, мастер-класс, презентация, практическое
занятие, открытое занятие.
30