22РП_Психомоторика и развитие деятельности_3кл

Приложение №22 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ
«Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор

___________________

____________________

Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу внеурочной деятельности
«Психомоторика и развитие деятельности»
Модуль «Учись учиться»
3 «Б» класс
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

Храмцово
2025

1.Пояснительная записка:
Рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности Модуль
: «Учись учиться» составлена на основе:
• Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП
НОО ОВЗ ), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г.
№ 992;
• Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 24
ноября 2022 г. N 1026.
Рабочая программа соответствует всем требованиям
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015
г., регистрационный N 35847)( далее – ФГОС НОО ОВЗ);
• Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённого приказом Минобрнауки РФ 19 декабря 2014 г. № 1599, раскрывает и
детализирует специальные условия и подходы к организации деятельности обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативной правовой базой:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с изменениями от 19.12.2023 № 618-ФЗ от 04.08.2023 № 479-ФЗ.
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
4. Методическими рекомендациями по обеспечению оптимизации учебной
нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН
«Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.).
5. Приказом Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий (с изменениями на 1 апреля 2025 года).

Рабочая программа составлена с учетом:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3),
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), утвержденной
Приказом №70 от 23.06.2023г.
• Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
• Особенностями учебного плана МКОУ «Храмцовская ООШ» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2025/2026 учебный год.
Цель коррекционного курса внеурочной деятельности: формирование
познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют
специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Общие задачи учебного предмета:
-формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
-формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
-коррекция познавательной деятельности;
-раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений
обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
-формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с
опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и
умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
-развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
-сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация
образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов,
усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство,
ручной труд и т.д.);
-систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок,
земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости
жизни человека и его деятельности от природных явлений;
-формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с
переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

Место коррекционного курса в учебном плане:
Количество часов в год: 34 часа.
Количество часов в неделю: 1час
2. Планируемые результаты:
Ожидаемые предметные результаты:
3

Минимальный уровень:
− различать основные цвета, величину (большой - маленький), геометрические
формы (квадрат, круг);
− показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;
− называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время года;
− обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога
(поверхность, вес, температуру);
− переходить от одного вида деятельности к другому;
− запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
− ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;
− иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об
их роли в деятельности людей;
− воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с
опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и
зависимости между объектами и явлениями.
Достаточный уровень:
− выполнять действия по инструкции педагога;
− различать форму плоской фигуры при помощи зрительного восприятия и
осязания;
− узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб);
− группировать предметы и картинки по основным цветам;
− уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу,
середина;
− уметь последовательно называть времена года;
− сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь
практической и зрительной ориентировкой;
− различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки;
− уметь определять предметы по весу: легкий-тяжелый с открытыми и закрытыми
глазами;
− определять на вкус сладкие и горькие продукты;
− составлять целое из частей (2-3 детали);
− анализировать проблемно-практические задачи;
− иметь представление о мужских и женских профессиях, дифференцировать их;
− выполнять анализ наглядно-образных задач;
− сопоставлять и соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;
− выполнять задания на классификацию картинок без образца;
− выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;
− иметь представления о количественном признаке предметов: группировать
картинки по количественному признаку (много – один).
Предполагаемые метапредметные результаты:
-понимать жестовую инструкцию, инструкцию по пиктограммам;
-выполнять задания по словесной инструкции;
-внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
4

-сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших
родственников;
-использовать навыки речевого этикета при встрече и прощании.
Предполагаемые личностные результаты обучения:
-формирование адаптации к обучению и познанию;
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-формирование мотивации обучающегося к учебному процессу.

3.Содержание
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Название раздела, темы
Обследование обучающихся
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных
навыков
Тактильно-двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Восприятие особых свойств предметов
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства
Восприятие времени
Итого:

Название раздела
Обследование
детей (если есть
вновь прибывшие)

Развитие моторики,
формирование
кинестетических и
кинетических

Количество
часов
Обследование
проводится с
вновь
прибывшим
учащимся
отдельно от
всей группы
детей (от1 до 6
часов). С
остальными
обучающимися
проводятся
тестовые
задания.
5

Количество
часов
1
5
3
2
8
2
3
2
4
4
34

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Выполнение учащимся целенаправленных проб, заданий и
поручений по инструкции педагога.

Целенаправленно выполняют действия и движения по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по « дорожке
следов»).Согласуют действия и движения разных частей
тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Выполняют
5

ощущений.

Развитие тактильно
– двигательного
восприятия.

3

Ознакомление с
сенсорными
эталонами (форма,
величина, цвет).

10

Развитие
зрительного
восприятия.

2

Развитие
восприятия
основных свойств
предметов через
развитие обоняния,
осязания,
барических и
вкусовых
ощущений.
Развитие
пространственной
ориентировки

3

Развитие слухового
восприятия

2

4

пальчиковые гимнастики, упражнения на развитие
и
координацию движений кисти рук и пальцев, специальные
упражнения
для
удерживания
письменных
принадлежностей, упражнения на развитие координации
движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание
узелков, бантиков), выполнение обводки, штриховки по
трафарету, выполнение аппликаций, сгибания бумаги.
Обозначают словом положения различных частей своего
тела, развивают выразительность движений через имитацию
повадок зверей, выполняют игру на различных музыкальных
инструментах.
Определяют на ощупь объемные фигуры и предметы, их
величины. Работают с пластилином, тестом (раскатывают).
Играют с крупной мозаикой. Различают контрастные
температурные ощущения (холодный/горячий). Различают и
сравнивают разные предметы по признаку веса
(тяжелый/легкий).
Выделяют
признаки
формы,
называют
основные
геометрические фигуры. Классифицируют предметы и их
изображения по форме. Сопоставляют два предмета
контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;
обозначают
словом
(высокий-низкий,
выше-ниже,
одинаковые, и т.д.). Различают и выделяют основные цвета
(красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Конструирование детьми геометрических фигур и предметов
из составляющих частей (2-3 детали). Составление детьми
целого из частей на разрезном наглядном материале.
Обследование детьми предметов, состоящих из 2-3 деталей,
по инструкции педагога. Нахождение детьми отличительных
и общих признаков при восприятии 2-ух предметов;
определение изменений в предъявленном ряду; нахождение
«лишней» игрушки, картинки. Выполняют упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Различение детьми контрастных температурных ощущений
(холодный/горячий); различение детьми вкусов: кислый,
сладкий, горький, соленый). Обозначение детьми словом
собственных ощущений. Выполнение детьми упражнений на
различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжелый/легкий).

Выполнение детьми заданий на ориентировку на
собственном теле: различение правой/левой руки/ноги,
правой/левой части тела. Выполнение детьми упражнений на
определение расположения предметов в пространстве.
Выполнение детьми движений в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, и т. д.). Выполнение детьми
упражнений на пространственную ориентировку на листе
бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).
Выполнение детьми заданий
на восприимчивость
окружающих звуков, на различение их на слух, на
6

Восприятие
времени

2

Итоговая
диагностика
учащихся
Всего:

2

дифференциацию звучащих музыкальных инструментов.
Выполнение детьми упражнений на закрепление умений
действовать по звуковому сигналу.
Работа с детьми с графическими моделями «Сутки»,
«Неделя», «Год (календарный). Ежедневное выделение
детьми на табеле – календаре дня недели и месяца года. Дети
знакомятся с часами и приобретают навыки определения по
ним времени в следующей последовательности: «час»,
«минута», «секунда». Выполнение детьми предметно –
практическим действий – многократное выполнение
разнообразных упражнений с демонстрационными и
индивидуальными моделями часов.
Выполнение детьми целенаправленных проб, выполнение
действий различными способами: зрительное примеривание,
хаотичность, манипулирование предметами.

34ч
Приложение 1
к Рабочей программе
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу внеурочной
деятельности «Учись учиться» составлено на основе Рабочей программы
«Психомоторика и развитие деятельности. Модуль «Учись учиться»»

Количество часов в неделю -1ч
Количество часов в год - 33ч.
№
п/п

1

2
3
4

Дата
проведения
занятия по
факту

Дата
проведения
занятия) по
плану

Тема занятия

Деятельность детей

Обследование обучающихся - 1 час
Вводный
Выполняют
дифференцированные
инструктаж по ОТ и задания
при
оказании
ТБ
Первичное непосредственной помощи учителя
Обследование
либо выполняют большинство заданий
обучающихся
самостоятельно.
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 5 часов
Выполнение действий Целенаправленно
выполняют
и движений по
действия, действуют по инструкции.
инструкции
Пальчиковая
Ориентируются в микропространстве
гимнастика с речевым группы,
учитывают
сенсорные
сопровождением
свойства предметов.
Штриховка в разных
Раскрашивают рисунок, выполнять
направлениях
штриховку в разных направлениях.
и рисование по
7

трафарету
Развитие координации Согласовывают действия и движения
движений руки
разных частей тела.
и глаза
6
Инструктаж по ОТ Вырезают из бумаги по контуру
№ 104-2019г.
предметные
изображения,
Вырезание
пользуются ножницами, шаблоном.
ножницами из бумаги
по шаблону
прямоугольных,
квадратных,
треугольных форм
Тактильно-двигательное восприятие – 3 часа
7
Определение на
Узнают знакомые предметы на ощупь
ощупь величины и
(правой и левой рукой попеременно)
формы предмета,
по инструкции учителя.
тактильное
восприятие жидкости
8
Рисование
Рисуют ладошками разные виды
ладошками,
животных по инструкции учителя
раскатывание
пластилина
9
Игры
с
крупной Группируют
детали
по
цвету,
мозаикой различной выкладывают детали мозаики.
текстуры
Кинестетическое и кинетическое развитие - 2 часа
10
Инструктаж по ОТ Выполняют движения по инструкции
Движения
учителя.
и положения головы,
вербализация
собственных
ощущений
11
Имитация движений
Имитируют движения по инструкции
и поз
учителя.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 8 часов
12
Группировка
Рассматривают,
запоминают
и
предметов по форме
называют геометрические тела.
13
Развитие зрительного Соотносят геометрические фигуры и
восприятия
их контурные изображения.
14
Сравнение предметов Сравнивают фигуры (изображения) по
по высоте и толщине
разным параметрам величины с
помощью учителя.
15
Сравнение предметов Сравнивают фигуры (изображения) по
по длине и ширине,
параметрам величины по инструкции
группировка
учителя.
предметов по форме
и величине
16
Развитие зрительного Составляют геометрические фигуры
восприятия
из частей по расчленённому образцу.
17
Выделение предмета
Раскладывают однородные предметы
заданного цвета из
разного цвета.
множества
5

8

18

Группировка
Группируют предметы по форме, по
предметов по форме
цвету.
и цвету
19
Конструирование
Конструируют
предметы
из
предметов из
геометрических фигур.
геометрических фигур
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 2 часа
20
Развитие зрительной
Выполняют
упражнения
на
памяти
зрительную память.
21
Различение
Различают наложенные изображения
наложенных
предметов по образцу.
изображений
Восприятие особых свойств предметов – 3 часа
22
Развитие тактильноУзнают знакомый предмет на ощупь.
двигательного
восприятия, осязания
23
Различие вкусовых
Различают вкусовые качества.
качеств, развитие
обоняния
24
Восприятие чувства
Сравнивают предметы, имеющие
тяжести
разную массу.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 2 часа
25
Развитие умения
Прислушиваются и различают шумы
прислушиваться и
по громкости.
различать шумы
26
Звуковая имитация
Подражают
звукам
окружающей
среды.
Восприятие пространства - 4 часа
27
Ориентировка в схеме Ориентируются в схеме собственного
собственного тела, в
тела.
школьном помещении
28
Ориентировка на
Ориентируются на листе бумаги.
листе бумаги
29
Пространственная
Ориентируются
на
поверхности
ориентировка на
парты.
поверхности парты
30
Вербализация
Используют
предлоги
для
пространственных
определения положения предмета.
отношений с
использованием
предлогов
Восприятие времени – 2 часа
31
Части суток
Называют части суток.
32
Времена года
Называют времена года.
Знакомство с часами, Называют меры времени (секунда,
меры времени
минута, час, сутки).
Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 1 час
33Итоговое
Выполнение графических заданий
34
Обследование
(зрительные и на слух). Выполнение
обучающихся.Подгот заданий на развитие зрительной,
овка заключений на
слуховой, тактильной памяти и
9

ППк
Всего:

внимания и мыслительных операций.

34часа

Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока

Дата
фактического
проведения
урока

Причина
внесения
корректировки в
КТП

Способ
корректировки

Подпись
заместителя
директора

Приложение 2
Обследование обучающихся в конце года на выполнение различных видов деятельности:
Минимальный уровень:
-Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на
пространстве листа.
-Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя.
Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец.
Узнают звуки живой природы с помощью учителя.
Выполняют задание на описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя.
Определяют «четвертый лишний с помощью учителя.
Определяют последовательность событий с опорой на образец.
на пространстве листа.
Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия.
Достаточный уровень:
- Выполняют графические задания без опоры на образец.
- Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов.
Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке.
Узнают звуки живой природы.
Выполняют задание на описание предметов, воспринятых тактильно.
Определяют «четвертый лишний».
Определяют последовательность событий.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».