Приложение №10.2 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
7 класс
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ............................................................................................. 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............... Ошибка! Закладка не определена.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 7 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы
социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
− формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
− ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
− практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
− усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том
числе с использованием деловых бумаг);
− развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе
определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания;
отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности при
приготовлении пищи;
− формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц, зашивание шва,
наложение заплат и т.д.);
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов
питания;
− формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда;
− формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного
назначения;
− формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка;
− формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими
и моющими средствами и электробытовыми приборами;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных
местах; представления о морально-этических нормах поведения;
− формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка
дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
− формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых
учреждений (прачечная, почта и т.д.).
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение изучения
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно
связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку
обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и
увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у
обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа
направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок,
применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений в
семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений
торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на
формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних
обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют
разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию
собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи
воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости;
элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к
продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания,
внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о
поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат
для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования
новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках
предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в
парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому
ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода
за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом
и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов:
пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к
изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков
сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию
эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы, тесты
1
Личная гигиена и здоровье
6
1
2
Охрана здоровья
3
1
3
Жилище
12
1
4
Одежда и обувь
10
5
Питание
17
1
6
Транспорт
4
1
7
Средства связи
4
8
Предприятия, организации, учреждения
4
9
Семья
7
10
Итоговое занятие
1
1
Итого:
68
6
III.
Личностные:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
− овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, взаимопомощи.
Предметные:
Минимальный уровень:
− представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
− приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического
работника;
− представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи;
− соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
− знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
− совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
− знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
Достаточный уровень:
− знание способов хранения и переработки продуктов питания;
− составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
− самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
− самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
− соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук;
− соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
− некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды);
− навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по
учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но
допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и понимание
учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью,
монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим
вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.