Приложение №10 к ОП ООО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ»
от 18.08.2025 г. №24-д
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов
Храмцово
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной
деятельности по учебному предмету «Обществознание» в 2025/2026 учебном году
Организация образовательного процесса и преподавание учебного предмета
«Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации в 2025/2026
учебном году осуществляется на основе следующих нормативных правовых актов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон от 19 декабря 2023 г № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. № 556
«Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил
проведения мероприятий по оценке качества образования»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) (далее –
ФГОС ООО);
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – ФГОС
СОО);
– приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
– Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв.
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО);
– Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утв.
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371) (далее – ФОП СОО);
– приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования»;
– приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования».
Документы размещены на информационном сайте «Единое содержание общего
образования» в разделе «Нормативные документы». – URL: https://edsoo.ru/normativnyedokumenty/
Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне
основного общего образования в 2025/2026 учебном году В 2025/2026 учебном году на
уровне основного общего образования преподавание учебного предмета «Обществознание»
в соответствии с федеральным учебным планом основного общего образования
предусматривается в 8 и 9 классах. На изучение предмета, как и ранее, отводится 1 час в
2
неделю (всего 34 часа за год по каждому классу). Содержание учебного предмета
«Обществознание» по каждому году обучения закреплено в федеральной образовательной
программе для уровня 2 основного общего образования. Предлагается следующий вариант
поурочного планирования в 8 и 9 классах.
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Урок 1
Экономическая жизнь общества
Урок 2
Экономическая система и её функции. Собственность
Урок 3
Производство — источник экономических благ
Урок 4
Предпринимательство.
Урок 5
Деньги, обмен, торговля
Урок 6
Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков
Урок 7
Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Урок 8
Предприятие в экономике
Урок 9
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица
Урок 10
Финансовый рынок и финансовые посредники
Урок 11
Банковские услуги
Урок 12
Страховые услуги
Урок 13
Финансовая безопасность
Урок 14
Экономические функции домохозяйств
Урок 15
Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары
и товары длительного пользования
Урок 16
Семейный бюджет и финансовое планирование
Урок 17
Экономические цели и функции государства
Урок 18
Налоги. Государственный бюджет. Государственная
политика по развитию конкуренции
Урок 19
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в
экономических отношениях"
Урок 20
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в
экономических отношениях". Контрольная работа
Урок 21
Культура, её многообразие и формы.
Урок 22
Наука. Роль науки в развитии общества
Урок 23
Образование в современном обществе
Урок 24
Образование в Российской Федерации. Самообразование
Урок 25
Политика в сфере культуры и образования в Российской
Федерации
Урок 26
Роль религии в жизни человека и общества
3
Урок 27
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации
Урок 28
Что такое искусство. Виды искусств
Урок 29
Роль искусства в жизни человека и общества
Урок 30
Общество и его развитие. Информация и современный мир
Урок 31
Роль информации и информационных технологий в
современном мире
Урок 32
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире
культуры". Контрольная работа
Урок 33
Защита проектов по теме по теме "Финансовая
грамотность"
Урок 34
Итоговое повторение по темам "Человек в экономике",
"Человек в мире культуры"
4
9 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Урок 1
Политика и политическая власть
Урок 2
Государство — политическая организация общества
Урок 3
Политические режимы
Урок 4
Формы политического участия. Выборы, референдум
Урок 5
Политические партии, их роль в демократическом
обществе. Общественно- политические организации
Урок 6
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в
политическом измерении"
Урок 7
Основы конституционного строя Российской Федерации
Урок 8
Основы конституционного строя Российской Федерации
Урок 9
Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
Урок 10
Государственное управление и противодействие
коррупции
Урок 11
Государственно- территориальное устройство
Российской Федерации
Урок 12
Местное самоуправление
Урок 13
Конституционный статус гражданина Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации
Урок 14
Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и
государство». Контрольная работа
Урок 15
Социальная структура общества
Урок 16
Социальная мобильность
Урок 17
Социальный статус человека в обществе
Урок 18
Социальные роли. Ролевой набор подростка
Урок 19
Социализация личности
Урок 20
Семья и ее функции
Урок 21
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство
Урок 22
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство
Урок 23
Социальная политика Российского государства
Урок 24
Отклоняющееся поведение
Урок 25
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в
системе социальных отношений"
Урок 26
Информационное общество. Сущность глобализации
Урок 27
Сущность глобализации
Урок 28
Молодёжь — активный участник общественной жизни
Урок 29
Профессиии настоящего и будущего.
Урок 30
Здоровый образ жизни. Мода и спорт
Урок 31
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек
в политическом измерении". Контрольная работа
Урок 32
Защита проектов, итоговое повторение по теме
"Гражданин и государство"
Урок 33
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек
в системе социальных отношений"
Урок 34
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек
в современном изменяющимся мире"
Выбирая методические приемы и формы организации деятельности обучающихся
на уроках на уровне основного общего образования, учитель использует следующий
алгоритм:
– опирается на цели урока, отражающие требования к предметным,
метапредметным и личностным результатам образовательного процесса;
– учитывает специфику содержания учебного материала, которую отражает
федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для
соответствующего года обучения;
– учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их
интеллектуальные возможности, мотивацию и уровень подготовленности;
– определяет учебное время, необходимое для освоения обществоведческих
понятий, предметных и метапредметных умений;
– принимает во внимание внеурочные виды деятельности по предмету.
В 2025/2026 учебном году образовательная организация вправе использовать
учебники из федерального перечня учебников в соответствии с приказом
Минпросвещения России от 05 ноября 2024 г. № 769 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации 5 имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».
Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне
среднего общего образования в 2025/2026 учебном году.
В 2025/2026 учебном году сохраняется структура преподавания учебного
предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования в соответствии с
федеральным учебным планом среднего общего образования. При этом подготовлен
приказ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»,
направлен в Минюст России для регистрации, который устанавливает введение новой
федеральной программы по обществознанию на уровне среднего общего образования с 1
сентября 2026 года.
6
Учебный предмет «Обществознание» может изучаться на базовом или
углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения.
Базовый уровень предполагает изучение учебных курсов в 10 и 11 классах в
количестве 2 часов в неделю (всего 68 часов за год по каждому классу).
Углубленный уровень предполагает изучение учебных курсов в 10 и 11 классах в
количестве 4 часов в неделю (всего 136 часов за год по каждому классу).
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
закрепляется федеральной рабочей программой среднего общего образования для
соответствующего года обучения. В соответствии с приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 09 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального 6 общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования» внесены изменения в программу, в
частности, она синхронизирована с единым государственным экзаменом по
обществознанию: указан перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ.
Анализ практики преподавания обществознания в образовательных организациях
Российской Федерации, результатов государственной итоговой аттестации показал
необходимость усиления работы по формированию у обучающихся умения
конкретизировать теоретические знания фактами общественной жизни или личного
социального опыта. В этих целях целесообразно увеличить количество заданий,
требующих от обучающихся собственной интерпретации фактов, самостоятельного
поиска примеров в средствах массовой информации, умений находить и интерпретировать
информацию, полученную из текста, диаграммы, таблицы; развивать у обучающихся
умение привлекать знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и
социальный опыт для конкретизации положений текста.
Рекомендуется активно использовать на уроках обществознания такие методы
обучения, как беседа, дискуссия, проблемное изложение учебного материала, ролевая
игра, проектный метод обучения и т. д. Результативность изучения обществоведческого
курса может быть достигнута при оптимальном сочетании различных форм учебной
деятельности. Наряду с традиционными формами (лекция, лабораторные, семинарские,
практические занятия) полезно разнообразить формы организации обучения такими
формами, как:
– урок с применением обучающих игр (ролевые, ситуативные, деловые),
моделирование какой-либо жизненной ситуации с целью отработки моделей поведения в
подобных случаях;
– урок с элементами проектной деятельности или урок-практикум:
индивидуальная и групповая работа, направленная на отработку практических умений;
– урок-дискуссия или урок-семинар: коллективное обсуждение актуальных и
сложных проблем, связанных с поведением в социальной сфере;
– урок-экскурсия, например, знакомство с деятельностью различных организаций,
стратегией и содержанием услуг, предоставляемых гражданам. Эффективной формой,
позволяющей подвести итоги изучения темы (раздела) курса, может быть ученическая
конференция, предполагающая подготовку обучающимися докладов (сообщений) и
презентаций.
7
Методическое оснащение уроков строится с учетом повышения степени
самостоятельности познавательной деятельности обучающихся, их возросшей
способности переосмысливать индивидуальный социальный опыт на основе расширения
и углубления получаемых знаний, усиления внутренней обратной связи (самоконтроль и
самокоррекция).
В 2025/2026 учебном году образовательная организация вправе использовать
учебники в соответствии с приказом Минпросвещения России от 05 ноября 2024 г. № 769
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий».
Воспитательный потенциал учебного предмета «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» традиционно обладает высоким
воспитательным потенциалом, а его изучение способствует формированию у
обучающихся гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. В содержании федеральной рабочей
программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования актуализируются следующие цели:
– воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
– развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
– развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации ‒ в
подростковом возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.
На уровне среднего общего образования эти цели развиваются в следующих
положениях:
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
– развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно
нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической
культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни:
семейной, трудовой, профессиональной.
В ходе преподавания обществоведческих курсов на уровнях основного общего и
среднего общего образования в полной мере учитываются поправки в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. №
618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
8
Федерации»), установившие, что образование в России должно соответствовать
традиционным российским духовно-нравственным ценностям и ориентироваться на
задачи развития государства и общества.
Решающее влияние на организацию образовательного процесса оказывают
положения следующих указов Президента Российской Федерации:
– Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей» (далее – Указ № 809);
– Указ Президента РФ от 08 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ
государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
(далее – Указ № 314).
Указ № 809 нормативно закрепляет набор традиционных духовно нравственных
ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
В документе называются признаки деструктивной идеологии, под которой
понимается идеологическое и психологическое воздействие на граждан, ведущее к
насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества
системы идей и ценностей. Наиболее опасными для молодых россиян являются
культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов
патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой
семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в
мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды
нетрадиционных сексуальных отношений.
Учитель обществознания в процессе изучения соответствующих тематических
разделов, опираясь на положения Указа № 809, может использовать различные
познавательные задания, в ходе бесед с обучающимися раскрывать значение
традиционных духовно-нравственных ценностей в жизни современного российского
общества и человека. Учителю обществознания следует обратить внимание на
возможности учебного предмета при актуализации вопросов противодействия
деструктивной 10 идеологии. Так, одним из требований ФГОС ООО к предметным
результатам является «умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения». Выполнение
этого требования реализуется путем включения в уроки по обществознанию заданий,
позволяющих выявлять примеры антиобщественного поведения, т. е. поведения, не
соответствующего принятым в российском обществе социальным нормам и ценностям.
Особый акцент на вопросах противодействия влиянию деструктивной идеологии уместно
сделать при изучении тем «Политика и политическая власть», «Политическая организация
общества» в 9 классе.
9
Важно включать в уроки материал о выдающихся россиянах (материал о
государственных и общественных деятелях представлен в учебниках по обществознанию).
Обучающиеся под руководством педагога могут выполнять проектные задания о людях,
внесших значительный вклад в развитие нашей страны, ее регионов.
Ресурсы для методической поддержки учителей обществознания
Методические интерактивные кейсы: сложные вопросы преподавания учебных
предметов
• Обществознание. 7 класс. Основные подходы к изучению отраслей права. –
URL: https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/ooo/obsh/1/index.html
•
Обществознание.
8
класс.
Финансовая
грамотность.
–
URL:
https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/ooo/obsh/2/index.html
• Обществознание. 10 класс. Культура и ее формы. – URL:
https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/soo/obsh/1/index.html
Обществознание.
10
класс.
Познание.
–
URL:
https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/soo/obsh/2/index.html 11
• Перечень методических кейсов. – URL: https://content.edsoo.ru/case/subject/7/
Методические рекомендации
• Различные аспекты преподавания обществознания. – URL: https://edsoo.ru/mrobshhestvoznanie/
• Список «Наши герои». – URL: https://edsoo.ru/wp content/uploads/2024/06/nashigeroi.-metodicheskie-materialy.pdf
• Сохранение и укрепление традиционных российских ценностей. – URL:
https://edsoo.ru/mr-sohranenie-i-ukreplenie-tradiczionnyh-rossijskih-czennostej
video/
10
11