Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ХРАМЦОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-01 22:32:08
Приложение к ООП НОО, на
2023-2024
учебный
год,
утверждено приказом МКОУ
«Храмцовская ООШ»
От 29.08.2023 № 41-д
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Храмцовская основная общеобразовательная школа»
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план МКОУ «Храмцовская ООШ» начального общего образования разработан в
соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями) (далее - ФЗ-273), «учебный план документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и,
если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся».
Учебный план начального общего образования МКОУ «Храмцовская ООШ» (далее - ОО организация, осуществляющая образовательную деятельность) на 2023-2024 учебный год (далее учебный план) является основным организационным механизмом реализации основной
общеобразовательной программы - начального общего образования.
Учебный план реализуется в соответствии со следующими локальными нормативно
правовыми документами ОО:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
образовании в Российской Федерации» (ред. 02.07. 2021);
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования";
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (вместе с СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»( Постановление Главного санитарного
врача РФ от 28.01. 2021 г.№2) и СП 3.1/2.4.3598-20 («Санитарноэпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения COVID-19»(
Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16);
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»( ред. 11.06.2021);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. №373
(с изменениями);
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576
«О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Федеральный закон РФ от26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных
объединениях» (с изм.);
Федеральный закон РФ от 24.07. 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка» (с изм.);
Федеральный закон РФ от 01.06.2005г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации» (с изм.);
Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» от 23 апреля 2015 года N 270-ПП;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 №08761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики и основы
духовно-нравственной культуры народов России»;
Устав МКОУ «Храмцовская ООШ»;
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
Реализация учебного плана
программноцелевыми ориентирами:
осуществляется
в
соответствии
со
следующими
реализацией государственных гарантий права каждого человека на образование
независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
реализацией государственных гарантий общедоступности и бесплатности начального
общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
созданием необходимых условий для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
духовно-нравственным развитием и воспитанием обучающихся, становлением их
гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
сохранением здоровья обучающихся;
обеспечением преемственности в достижении обучающимися планируемых
результатов освоения образовательных программ всех уровней общего образования;
обеспечением условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности
тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения одаренных
обучающихся и обучающихся с ОВЗ;
обеспечением условий для
обеспечивающей их
деятельности;
обеспечением
социальную
создания социальной ситуации развития обучающихся,
самоидентификацию посредством личностно значимой
индивидуальных
потребностей
обучающихся
путем
реализации
образовательных программ учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности
обучающихся, в т.ч. этнокультурные.
В основе реализации учебного плана лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования ОО;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Учебный план как основной организационный механизм реализации ООП НОО,
ориентирован на становление личностных характеристик выпускников школы на уровне
начального общего образования.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации - русского языка, возможность преподавания и изучения государственных языков
республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской
Федерации в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и
воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому
здоровью обучающихся, запрещается.
Учебный план
размещается на
https://khramtsovskayaoosh.mouoslb.ru/
официальном
сайте
ОО
–
Организация образовательной деятельности в 2023 – 2024 учебном году
Обучение по всем предметам в 1-4 классах осуществляется в соответствии с образовательной
программой, с использованием УМК «Школа России», которая отвечает требованиям ФГОС
НОО.
Образовательная деятельность на ступени начального общего образования в 2023-2024
учебном году осуществляется согласно календарному учебному графику, утвержденному
приказом директора (руководителя) ОО. В соответствии с календарным учебным графиком на
2023-2024 учебный год, образовательная деятельность имеет следующие особенности:
1.
Продолжительность 2023-2024 учебного года – со 01 сентября 2023 г. по 25 мая 2024
г. включительно.
2.
Продолжительность учебного периода в 1-х классах составляет 33 учебные недели,
разделенные на четыре учебные четверти. Образовательная деятельность в 1-х классах
осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
2.1. Образовательная деятельность осуществляется в режиме 5-дневной учебной недели
и только в первую смену.
2.2. Использование «ступенчатого» режима обучения в I полугодии: в 1 четверти 3 урока
по 35 минут, во 2 четверти 4 урока по 35 минут, в 3 и 4 четверти – 4 урока по 40 минут.
Для того чтобы обеспечить в 1-х классах величину максимально допустимой недельной
нагрузки в академических часах в соответствии с СанПиН СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г.
– 21 учебный час, в сочетании с реализацией «ступенчатого» режима обучения в I полугодии
учебного года, ОО организует образовательную деятельность в 1-х классах в I четверти
следующим образом: из 21 учебного недельного часа - русский язык - 1 час, математика - 1 час,
окружающий мир - 1 час, музыка и изобразительное искусство - 1 час, физическая культура - 1 час,
технология -1 час могут быть реализованы интегрированно, либо в иных, отличных от классноурочной формы, активно-деятельностных формах, в т.ч. в форме экскурсий, целевых прогулок,
развивающих игр, физкультурных занятий, театрализаций, игр, импровизаций, выставок,
концертов.
2.3. Обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
2.4. Дополнительные недельные каникулы в середине III учебной четверти.
3. Продолжительность учебного периода во 2-4 классах составляет 34 учебные недели,
разделенные на четыре учебные четверти. Продолжительность урока составляет 40 минут.
Образовательная деятельность осуществляется в режиме 5-дневной учебной недели.
4.Трудоемкость реализации учебного плана
Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) во 2-4
классах:
Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
2-4
При 5-дневной неделе, не
более
обучающиеся по программам ОВЗ
при 5-дневной неделе, не более
23
23
при 6-дневной
неделе, не более
26
Общий объем нагрузки в течение дня составляет:
-
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков.
5. Во время уроков осуществляется чередование различных видов образовательной
деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность
различных видов образовательной деятельности (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание
и т.п.) составляет в 1-4 классах не более 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения в образовательной
деятельности составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4
классов - не более 25 минут.
5.1. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с
интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут. Суммарная
продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не
более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически
рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
5.2. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на
одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
5.3. Объем домашних заданий не превышает (в астрономических часах): во 2 - 3
классах
1,5 ч., в 4 - 5классах- 2 ч.
5.4. Во второй половине дня осуществляется внеурочная деятельность (занятия творческих
объединений, спортивных секций, клубов), реализуется дополнительное образование.
Особенности структуры учебного плана начального общего образования
(1 – 4 классы)
Структура учебного плана 1-4 классов соответствует требованиям ФГОС НОО и включает
в себя:
•
обязательную часть, которая включает в себя обязательные предметные области и
учебные предметы, определенные в п.19.3 ФГОС НОО, учебное время, отводимое на изучение
учебных предметов по классам (годам) обучения;
•
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
определяющую содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные направления
образовательной деятельности ОО в соответствии с целевыми ориентирами и задачами реализации
ООП НОО.
Реализация учебного плана на начальной ступени общего образования направлена на
формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия и их результат;
-
универсальных учебных действий;
познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности
к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими
людьми.
Соотношение частей учебного плана друг к другу в процентном отношении соответствует
требованиям ФГОС НОО представлено следующим образом:
Учебный план
Обязательная
часть
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Начальное общее
образование (1-4
классы)
80%
20%
Особенности реализации учебного плана
Учебный план начального общего образования включает в себя следующие обязательные
предметные области (п.19.3 ФГОС НОО):
№
п/п
1
Основные задачи реализации содержания
Предметные
области
Русский
язык
литературное чтение
2
Иностранный язык
3
Математика
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
и
Развитие
математической
речи,
логического
и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Обществознание и
естествознание
Формирование
уважительного
отношения
к
семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
информатика
4
и Формирование первоначальных представлений о русском языке
как государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
(Окружающий мир)
5
Основы религиозных
и
культур
светской этики
Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России.
6
Искусство
Развитие
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
7
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
8
Физическая
культура
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному
обучению,
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
средствами
физической
культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Во 2-м классе обязательная часть включает в себя семь обязательных предметных областей
кроме предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». В 3-м классе
обязательная часть включает в себя семь обязательных предметных областей кроме предметных
областей «Основы религиозных культур и светской этики». В 4-м классе обязательная часть
включает в себя восемь обязательных предметных областей.
Федеральный компонент учебного плана
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется через предметы
русский язык, литературное чтение.
Предметная область «Иностранный язык» реализуется через предмет иностранный язык во
2-4 классах.
Предметная область «Математика и информатика» реализуется через предмет математика.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» реализуется
через предмет окружающий мир.
Предметная область «Искусство» реализуется через предметы изобразительное искусство,
музыка.
Предметная область «Технология» реализуется через предмет технология.
Предметная область «Физическая культура» реализуется через предмет физическая
культура.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется через
предмет основы религиозных культур и светской этики. Реализуется в 4-х классах в течение
учебного года. Особенности изучения учебного предмета регламентируются ст. 87 ФЗ-273.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества и своей сопричастности к ним
С учетом заявления родителей и с учетом мнения ребенка, с целью формирования
коммуникативных умений и функциональной грамотности обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию учебного
предмета «Финансовая грамотность» в 1 – 3 классах.
Учебный план начального общего образования (годовой)
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
5
5
5
5
20
4
4
4
4
16
-
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
культур
и светской этики
Основы
религиозных
культур и светской
этики
-
-
-
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
2
2
2
2
8
Итого:
20
22
22
23
87
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1
1
1
0
3
Иностранный
язык
Математика
информатика
и
Литературное
чтение
Иностранный
язык
Финансовая грамотность
Учебные недели
1
1
1
0
3
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782
782
782
3039
Максимально допустимая недельная
нагрузка,
предусмотренная
действующими
санитарными
правилами
и
гигиеническими
нормативами
21
23
23
23
90
Промежуточная аттестация
В 2023-2024 учебном году промежуточная аттестация обучающихся проводится в
соответствии с календарным учебным графиком в период с 15.04.2024 по 17.05.2024 по
следующим предметам в следующих формах:
Учебный предмет
2 класс
3 класс
4 класс
контрольная работа
контрольная работа ВПР
русский язык
контрольная работа
контрольная работа ВПР
математика
контрольная работа
контрольная работа ВПР
окружающий мир
контрольная работа
контрольная работа контрольная работа
иностранный язык
Промежуточная аттестация обучающихся по отдельным учебным предметам
осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных (2-4
классы), выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.