Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
ХРАМЦОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2022-11-20 18:05:56
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы
II Направленность
III Сведения об авторе и
составители программы
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6.
Электронный
адрес,
контактный телефон
Школьный театр «Волшебные кулисы»
Художественная
Кайгородова Екатерина Николаевна
14.11.1985
Высшее
Учитель
I
katrina-3-85@mail.ru, 8-9506354871
IV Сведенья о программе
1. Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении
профессионального стандарта
«Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
2
организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации
от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с
рекомендациями
по
проектированию
общеразвивающих
программ
(включая
программы)»;
«Методическими
дополнительных
разноуровневые
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных
потребностей»);
- Приказ Министерства общего
и
профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав МКОУ «Храмцовская ООШ».
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5 Подвид программы
288 часов, 2 года
Очная
9-15 лет
Традиционная
6.Уровень программы
7.Тип программы
V Характеристика программы
Базовый
Модифицированная
1. Цель программы
2. Учебные разделы/курсы/
модули (в соответствии с
Развитие творчески активной личности воспитанника
средствами театральной деятельности, содействие их
жизненному и профессиональному самоопределению.
1. Введение.
2. Актерское мастерство.
3
учебным планом)
3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
4. Формы мониторинга
5. Дата утверждения и
последней корректировки
3. Сценическая речь.
4. Сценическое движение.
5. История театра.
Методы:
а) по источнику материала: словесные, наглядные,
практические;
б) по характеру обучения: исследовательские,
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;
в) по логике изложения и восприятия нового знания:
индуктивные и дедуктивные.
Формы: групповая, коллективная.
Входной: прослушивание.
Промежуточная аттестация: отчетный концерт, открытое
занятие, творческий показ, проверочная работа.
Итоговая аттестация: итоговый спектакль
20 мая 2022 г.
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА……………………………………………………………….2
СОДЕРЖАНИЕ…..……………………………………………………………………...……....5
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………..6
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..6
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………….………...............10
1.3. Содержание программы…………………………………………………………………...10
Учебно – тематический план……………………………………………………………….11/14
Содержание учебно – тематического плана ………………………………………………12/15
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………...………..16
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…..…18
2.1. Условия реализации программы………………………………………………………….18
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы…….………………………………….……24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………….……………….26
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……………………………..28
АННОТАЦИЯ…………………….…………………………………………………………….35
5
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного
театра «Волшебные кулисы» (далее ДООП) реализуется в рамках художественного
направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности –
одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей
решения задачи – приобщение детей к искусству.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка
сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию,
способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской
творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств
личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое,
прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть,
воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве,
никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к
искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и
целенаправленная творческая работа.
Программа модифицированная, разработана на основе Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр», автора Н.Н.
Смирновой, 2018 г., с внедрением инновационных технологий и эффективных
методических разработок адаптивной технологии системы обучения А.С. Границкой,
педагогики сотрудничества В.А. Караковского, диалога культур М. Бахтина - В. Библера
и методики создания коллектива А.С. Макаренко, коллективной творческой
деятельности (КТД) И.П. Иванова.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии,
интересов, способностей и особенностей детей.
Актуальность программы.
Актуальность ДООП обусловлена тем, что в настоящее время развитие и
совершенствование основных психических процессов ребенка: наблюдательности,
фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления – формируются на
недостаточном уровне.
Данная ДООП содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики,
музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова
и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к
многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной ДООП требуют от участников вдумчивого анализа
исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в
6
идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию
воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
у
Вместе с тем, актуальность еще обусловлена и тем, что театральные занятия
воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность
чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к
себе и другим. Занятия театральным искусством - это не только удовлетворение, но и
труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
К числу наиболее актуальных проблем также относится и малое обеспечение связи
с семьями обучающихся. В процессе реализации данной ДООП эта проблема легко
разрешается, так как родители, становясь зрителями и помощниками, открывают для
себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
ДООП
документов:
разработана
на
основании
следующих
нормативно-правовых
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г.
№
816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ Министерства просвещения
7
Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав МКОУ «Храмцовская ООШ».
Отличительные особенности программы.
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;
интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в
процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные
знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального
взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли,
конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению формирует
устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность,
способствует успешной социализации.
2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею
творческого развития каждого ребенка
3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля
общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника
индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием
здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического
и социального здоровья воспитанника.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель реализации ДООП традиционная, так как представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 2-х лет обучения.
В основу ДООП положены следующие педагогические принципы:
8
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
А личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы
к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей ДООП в полном объеме и
добиться стабильных позитивных результатов.
Адресат программы.
ДООП Школьный театр «Волшебные кулисы» ориентирована на детей младшего и
среднего школьного возраста 9-15 лет. В группе 10-15 человек. Принимаются все
желающие и проходят входное прослушивание.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей данного возраста.
Возрастные, психофизические особенности детей, базовые знания, умения и
навыки соответствуют данному виду деятельности.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так
как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная
познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и
наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств,
пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют
интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Зачисление в группу производится с обязательным условием – написание
заявления
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся, подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Объем и сроки освоения программы. Режим занятий.
Объем программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 2 года.
Занятия проводятся в 1-ый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (в год 144 часа
на группу); во 2-ой год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут.
Базовый уровень программы предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний в
области театральной деятельности, сценического искусства гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения: групповая, коллективная.
9
Перечень видов занятий: беседа, игра, практическое занятие, спектакль,
экскурсия, праздник, посиделки, творческая мастерская, мастер-класс, турнир,
соревнование, конкурс.
Перечень форм подведения итогов: отчетный концерт, открытое занятие,
творческий показ, проверочная работа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творчески активной личности воспитанника
средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному
самоопределению.
Задачи программы:
Задачи
Год обучения
1
● расширить, обогатить
художественный кругозор;
● познакомиться с
элементами сценической
грамоты;
● расширить словарь
театральных терминов;
●получить первичные
навыки
профессионального
мастерства;
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
развивать познавательные
процессы: память,
внимание, мышление;
● развивать воображение,
фантазию;
● развивать речевой
аппарат;
● развивать пластическую
и интонационную
выразительность
● формировать детский
коллектив;
● воспитывать трудолюбие,
чувство коллективности,
взаимозависимости, опыт
партнерства
2
●продолжить
совершенствовать навыки
профессионального
мастерства;
●освоить техники
актерского мастерства;
освоить навыки
сценического движения;
совершенствование
навыков сценической
речи
● развивать выразительности
речи;
● развивать воображение;
● развивать
коммуникативные навыки;
● развивать образное,
ассоциативное мышление
● формировать нравственные
качества личности,
толерантность;
● воспитывать
эмоциональную культуру
личности;
● формировать волевые
качества личности
10
1.3. Содержание программы
№
Раздел
Количество часов
Формы/методы
контроля и
1 год
2 год
аттестации
всего теории практики всего теории практики
1 Введение
2
1
1
2
1
1
2 Актерское
89
3
86
76
2
74
Выступление
мастерство
(отчетный
концерт),
открытое
занятие
3 Сценическая
37
4
33
38
2
36
Творческий
речь
показ
4 Сценическое
12
12
24
24
движение
5 История
4
4
4
4
Проверочная
театра
работа
ИТОГО
144
12
132
144
9
135
№
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
3
Название раздела,
темы
Введение (вводное
занятие)
Актерское мастерство
Сценическое внимание
Фантазия и воображение
Раскрепощение мышц
Сценическое общение
Эмоциональная память
Предлагаемые
обстоятельства
Сценическое событие
Действия с
воображаемыми
предметами
Этюд – сценическое
произведение с одним
событием
Сценическая речь
Учебно - тематический план
1-ый год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
89
3
86
15
10
12
22
4
15
1
14
10
12
22
3
15
1
4
4
Формы / методы
контроля и
аттестации
Выступление
(отчетный концерт),
открытое занятие
Открытое занятие
4
4
3
1
2
Выступление
37
4
33
Творческий показ
11
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Техника речи и ее
значение
Дикция
Понятие об
интонировании
Тембрирование
Совмещение речи и
движения
Сила звука и
эмоциональная
выразительность
Сценическое движение
«Фехтование»
Этюды на пластическую
выразительность
«Хаотичное» движение в
пространстве
Движение в «рапиде»
История театра
Скоморошье царство
Театральные профессии
Кукольный театр
Виды и системы кукол в
кукольном театре
ИТОГО
10
1
9
15
5
1
1
14
4
2
3
1
1
3
2
2
12
2
4
12
2
4
4
4
2
4
1
1
1
1
2
4
1
1
1
1
144
12
Творческий показ
Проверочная работа
132
Содержание учебно – тематического плана
1-ый год обучения
Раздел 1. Введение. (Вводное занятие).
Теория. Введение в курс ДООП.
Практика. Демонстрация первичных актерских навыков, выразительного чтения.
Раздел 2. Актерское мастерство.
2.1. Сценическое внимание.
Теория. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене.
Практика. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки
сценического внимания.
2.2. Фантазия и воображение.
Практика. Упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка
совершают невероятные превращения. Этюды как помощники в развитии воображения и
моделировании жизненных ситуаций.
2.3. Раскрепощение мышц.
Практика. Упражнения для снятия физиологического зажима мышц, который
происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших
на сцену, способствуют раскрепощению; упражнения с воображаемыми предметами.
2.4. Сценическое общение.
Практика. Первичные навыки общения на сцене «глаза в глаза». Упражнения на
взаимодействие партнеров.
Формы контроля. Открытое занятие.
2.5. Эмоциональная память.
12
Теория. Понятие «память».
Практика. Этюды как помощники ребенку вспомнить то или иное состояние в
конкретной жизненной ситуации.
2.6. Предлагаемые обстоятельства.
Практика. Постановка в предлагаемые обстоятельства. Формирование достоверных,
органичных действий в ситуации (например, вы – человек гранитный, стеклянный или
ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная
поляна» и др.)
2.7. Сценическое событие.
Практика. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки
построения этюда.
2.8. Действия с воображаемыми предметами.
Практика. Упражнения для снятия мышечного зажима, напряжения; развитие
фантазии; развитие навыков эмоциональной памяти.
2.9. Этюд – сценическое произведение с одним событием.
Теория. Этюд как жанр. Виды этюдов.
Практика. Создание этюдов и воплощение их в жизнь; развитие воображения и
фантазии; развитие навыков грамотного построения сценического произведения в игровой
форме и в предлагаемых обстоятельствах.
Формы контроля. Выступление.
Раздел 3. Сценическая речь.
3.1. Техника речи и ее значение.
Теория. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции.
Практика. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
3.2. Дикция.
Теория. Понятие «дикция».
Практика. Развитие навыков четкого произношения всех звуков речи. Выработка
хорошей дикции. Заучивание чистоговорок, скороговорок. Упражнения и тренинги.
3.3 Понятие об интонировании.
Теория. Стили речи и типы текста.
Практика. Знакомство с разнообразием подтекстов. Первые навыки отработки в
скороговорках и небольших упражнениях.
3.4. Тембрирование.
Теория. Тембрирование как речевое искусство.
Практика. Тренировка тембрирования в произношении текстов, требующих
морально-эстетических и других оценок (например, мудрость – глупость, доброта –
жестокость, смелость – трусость и др.)
3.5. Совмещение речи и движения.
Практика. Использование специальных упражнений, чтобы добиваться легкости
текста при различных физических действиях.
3.6. Сила звука и эмоциональная выразительность.
Практика. Упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и др. Развитие навыков
сохранения выразительной «линии звучания», при большой силе звука и умения удержать
звук от повышения.
Формы контроля. Творческий показ.
Раздел 4. Сценическое движение.
4.1. «Фехтование».
13
Практика. Упражнения на формирование навыков фехтования, что может быть
использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц.
4.2. Этюды на пластическую выразительность.
Практика. Упражнения, направленные на владение своим телом. Это –
«скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
4.3. «Хаотичное» движение в пространстве.
Практика. Заучивание различных движений: не задевая партнера, не меняя скорости
упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и
перемещение групповое и парное.
4.4. Движения в «рапиде».
Практика. Упражнения, направленные на обучение двигаться в замедленном темпе.
Раздел 5. История театра.
5.1. Скоморошье царство.
Теория. История возникновения театра на Руси.
5.2. Театральные профессии.
Теория. Знакомство с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и
другими.
5.3. Кукольный театр.
Теория. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном
театре.
5.4. Виды и системы кукол.
Теория. Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками,
напольными куклами.
Формы контроля. Проверочная работа.
№
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3
3.1.
Название раздела,
темы
Введение (вводное
занятие)
Актерское мастерство
Сценическое внимание в
репетиционном процессе
Пластическое решение
образа
Сценическое общение
Действие в
предлагаемых
обстоятельствах
Парный этюд
Массовый этюд
Сценическая речь
Тренировка речевого
аппарата
Учебно - тематический план
2-ой год обучения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
76
2
74
Формы / методы
контроля и
аттестации
Выступление
(отчетный концерт),
открытое занятие
20
20
15
15
10
15
10
15
Открытое занятие
7
7
36
10
Творческий показ
8
8
38
10
1
1
2
14
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Работа над дикцией
Закрепление навыков
интонирования
Искусство речевого хора
10
4
4
1
3
Неречевые средства
выразительности
Работа над
стихотворным текстом
Сценическое движение
Возрастные походки
Этюды на пластическую
выразительность
Сценические драки
Пластические
особенности персонажа
История театра
Театр Древней Греции
Театральные профессии
Художник в театре.
Искусство костюма
Искусство грима
ИТОГО
2
1
1
10
4
8
8
24
4
6
24
4
6
4
10
4
10
4
1
1
1
4
1
1
1
1
144
1
9
Творческий показ
Проверочная работа
135
Содержание учебно – тематического плана
2-ой год обучения
Раздел 1. Введение. (Вводное занятие).
Теория. Введение в курс ДООП.
Практика. Диагностика актерских навыков и сценической речи.
Раздел 2. Актерское мастерство.
2.1. Сценическое внимание в репетиционном процессе.
Практика. Упражнения и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются
усложненные формы.
2.2. Пластическое решение образа.
Практика. Упражнения по пластике тела, помогающие решать конкретные
постановочные задачи. Репетиции над постановочным произведением. Отработка
пластического рисунка образа.
2.3. Сценическое общение.
Практика. Усложненные задачи общения. Упражнения на необходимость «увидеть»
и «услышать» партнера. Использование парных упражнений и парных этюдов.
2.4. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Практика. Этюды и упражнения на предлагаемые обстоятельства.
Формы контроля. Открытое занятие.
2.5. Этюды с воображаемыми предметами.
Практика. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через
работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами;
развитие сценического внимания, пластики.
2.6. Парный этюд.
Теория. Сценическое общение.
Практика. Придумывание и постановка парных этюдов.
15
2.7. Массовый этюд.
Теория. Сценические движения.
Практика. Развитие воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера.
Работа над созданием массового этюда. Моделирование жизненных ситуаций.
Раздел 3. Сценическая речь.
3.1. Тренировка речевого аппарата.
Практика. Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник»,
«Сони», «Эхо», «Поезд». Развитие навыков правильной работы речевого аппарата и
микромимики лица.
3.2. Работа над дикцией.
Практика. Работа над скороговорками. Скороговорки берутся более сложные.
Использование более сложных групповых и индивидуальных упражнений.
3.3. Закрепление навыков интонирования.
Практика. Упражнения по интонированию речи: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо
лесенка». В этих упражнениях воспитанник пытается выразить несколько способов
интонационного звучания.
3.4. Искусство речевого хора.
Теория. Понятие «речевой хор».
Практика. Отработка навыков произношения, каких -либо текстов, перекрестного
произношения, хорового звучания.
Формы контроля. Творческий показ.
3.5. Неречевые средства выразительности.
Теория. Вспомогательные средства выразительности.
Практика. Отработка в актерской игре вспомогательных средств: жест, мимика, поза,
костюм.
3.6. Работа над стихотворным текстом.
Практика. Отработка навыков чтения стихотворного текста, уделение внимания
«видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучение
особенностей стихотворного текста.
Раздел 4. Сценическое движение.
4.1. Возрастные походки.
Практика. Образ возрастной роли и ее пластическое воплощение. Обучение игре
быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и
«карликами».
4.2. Этюды на пластическую выразительность.
Практика. Работа над пластической выразительностью тела. Обучение групповым
«скульптурам» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.
4.3. Сценические драки.
Практика. Обучение использованию приема сценических драк. Имитация драки, не
причиняющая вреда партнеру. Обучение «отыгрывать» удар.
4.4. Пластические особенности персонажа.
Практика. Использование предыдущих знаний о пластическом решении образа.
Введение понятия пластической особенности. Создание внешней, характерной черты
персонажа и попытки воссоздать ее в образе.
Раздел 5. История театра.
5.1. Театр Древней Греции.
Теория. Построение театра в Древней Греции.
5.2. Праздники Дионисии. Комедия и драма.
16
Теория. Знакомство с театральными профессиями: звукорежиссер, бутафор,
реквизитор, драматург.
5.3. Художник в театре. Искусство костюма.
Теория. Роль художника в театре: художник – постановщик, художник – создатель
костюмов, художник – гример.
5.4. Искусство грима.
Теория. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды
грима.
Формы контроля. Проверочная работа.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты занятий данной ДООП уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС (2.0).
Освоение программы предполагает достижение трех уровней результатов
внеурочной деятельности.
1 уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний.
Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования
художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании образов
персонажей, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств,
умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства.
Формой достижения результата 1-го уровня можно считать практические занятия,
организацию индивидуальной работы.
2 уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной
реальности. Формой достижения результата 2 уровня можно считать - создание
эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива театральной студии.
Формой предъявления результата будет проведение спектаклей, праздников
обучающихся театральной студии в школе.
3 уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия.
Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация спектаклей в
пределах и за пределами образовательного учреждения.
Личностные и метапредметные результаты освоения ДООП.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
• формирование у ребенка ценностных ориентиров в области театрального
искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
• овладение различными приемами и техникой театральной деятельности;
• выработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других.
Познавательные УУД:
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – текст, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
17
• уметь слушать и понимать речь других;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться распределять работу между участниками проекта;
б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
в) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кадровые. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог, имеющий
высшее профессиональное педагогическое образование.
Уровень соответствия квалификации: образование соответствует профилю
программы, либо пройдены курсы повышения квалификации по направлению
деятельности.
Организационно- педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных соревнованиях;
- сотрудничество с родителями и другими коллективами;
- создание образовательной среды, поездки, участие в конкурсах, соревнованиях,
сетевое взаимодействие, привлечение волонтёров и спонсоров.
Материально-технические. Результат реализации программы во многом зависит от
материально-технического обеспечения, необходимого для всех видов образовательной
деятельности обучающихся, педагогической, административной и хозяйственной
деятельности.
Помещение (класс) для занятий соответствует всем техническим характеристикам.
Комплект учебной мебели соответствует возрастным (ростовым) характеристикам. Для
демонстрации видеосюжетов, отрывков спектаклей, ритмических упражнений и
прослушивания аудиозаписей в кабинете имеется мультимедийный проектор, экран,
ноутбук с доступом в Интернет, колонки, микрофон.
Зал для репетиций также приспособлен для переносной мультимедийной
аппаратуры, имеется сцена с кулисами и комната для переодевания и декораций.
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более
высоких результатов.
Формы обучения: очная («живое» общение наиболее значимо для реализации
ДООП).
Формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная
(коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но
и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения;
дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и
умениями, но и чувствовать себя единым целым).
Формы организации учебного занятия:
беседа (служит решению важной методической задачи: необходимо поставить
детей в ситуацию, максимально приближенную к естественному чтению-размышлению
над фразами, образами и на этой основе - вырабатывать у обучающихся правильные
ценностные ориентации в литературе и театре);
игра (в игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от
ребят нравственных решений и действий, они всегда ценят взаимопомощь, доброту,
18
честность, поддержку, внимание и чуткость; другая функция игры - физическое развитие,
в игре совершенствуются двигательные навыки);
концерт, спектакль, творческий показ, выступление, представление (демонстрация
родителям и другим участникам образовательного процесса результат их обучения,
посредством исполнения театральных номеров);
конкурс, соревнование, турнир (выявление талантливых детей, предоставление им
возможности для развития творческих способностей, повышение интереса обучающихся к
выразительному чтению литературных произведений, развитие и совершенствование
искусства художественного слова);
мастер-класс, творческая мастерская (непосредственная передача учителем или
мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности
действий, методов, приёмов и форм);
посиделки, тематические праздники (целенаправленная помощь в духовнонравственном, эстетическом и патриотическом воспитании обучающихся через
приобщение к основам духовной культуры своей страны);
экскурсия (воспитание, обучение и
углубленное изучение школьной программы);
развитие
обучающихся
и,
конечно,
практическая работа (формирование у обучающихся профессиональных умений, а
также практических умений, необходимых для изучения изучаемой темы).
Методы обучения и воспитания:
а) по источнику
К словесным методам относятся: беседа.
материала:
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ
словесные,
образца, иллюстрация.
наглядные,
К практическим методам относятся:
практические;
наблюдение; практическая работа; тренинг; игра; анализ и
решение проблемных ситуаций.
б) по характеру обучения: Объяснительно-иллюстративные – педагог сообщает готовую
исследовательские,
информацию с использованием демонстраций, учащиеся
репродуктивные,
воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При
объяснительнонеобходимости воспроизводят полученные знания.
иллюстративные;
Репродуктивные – усвоение знаний (на основе заучивания),
умений и навыков (через систему упражнений). Педагог
подбирает необходимые инструкции, алгоритмы и задания,
обеспечивающие многократное воспроизведение знаний и
умений по образцу.
Исследовательские методы – способы организации
поисковой, творческой деятельности учащихся по решению
новых для них познавательных проблем.
в) по логике изложения и Применение индуктивных и дедуктивных методов означает
восприятия нового
выбор определенной логики раскрытия содержания
знания: индуктивные и
изучаемой темы - от частного к общему и от общего к
дедуктивные;
частному.
При использовании индуктивного метода обучения
деятельность преподавателя и учащихся протекает
следующим образом:
Педагог
Учащийся
19
Излагает вначале факты,
Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и
наглядные пособия,
обобщения частного характера.
организует выполнения
упражнений, постепенно
подводя учащихся к
обобщениям,
определению понятий,
формулированию правил
Педагогические технологии:
ИнформационноНеобходимость преобразование учебно-воспитательного
коммуникативные (ИКТ)
процесса в соответствии с требованиями времени и
общественными ожиданиями обусловило масштабный
процесс информатизации образования посредством
внедрения ИКТ, что обусловило: - обеспечение свободного
доступа учащихся к источникам информации (содержание
которых не противоречит правовым и общественным
нормам);
- формирование информационной поддержки
образовательной среды;
- глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения
(в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных
планов). Широкое использование средств ИКТ позволило
повсеместно облегчить профессиональную деятельность
учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и
дидактического материала; обеспечило возможность
наглядно продемонстрировать отдельные процессы или
моделировать учебные ситуации с эффектом «полного
погружения» (за счет комплексного использования
визуальной составляющей и звука).
Проектная
Основана на идее повышения уровня заинтересованности
школьников в обучении через создание проектов — решения
проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе
проектной деятельности дети не только учатся
самостоятельно получать новые знания, но и трезво
оценивают объем материала, который еще предстоит усвоить
в будущем. Благодаря направляющей роли учителя
реализация проекта осуществляется учащимися в ходе пяти
важных этапов учебной активности:
- Актуализация ранее изученного, констатация
необходимости выполнения учебной работы (проекта),
подготовка дидактических и вспомогательных материалов. Определен
- Составление
алгоритма действий. Выполнение точечных задач согласно
плану.
- Представление результатов, защита проекта, рефлексия.
Проектная технология наиболее полно находит свое
отражение при подготовке выставок, конкурсных работ,
проведении исследований. Она способствует развитию
20
Здоровьесберегающая
Игровая
Технология мастерских
учащихся в собственных силах, стимулирует творческое
мышление, закрепление коммуникативных навыков.
Здоровьесберегающая технология скорее относится к
организационным моделям: она основана на идее создания
условий учебно-воспитательного процесса, способствующих
сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение
положительной динамики обеспечивается путем:
- строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и
правил техники безопасности в учебных помещениях;
- грамотного проектирования уроков (непосредственная
учебная деятельность должна занимать не более 80-85 %
времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и
уровня работоспособности обучающихся;
- контроля общих показателей учебной нагрузки;
- частой смены видов деятельности;
- систематическое создание ситуаций успеха, проведение
рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;
- создание благоприятного психологического климата в
коллективе;
- регулярное проведение физкультминуток.
Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в
образовательный процесс удается снизить уровень
переутомления учащихся, тем самым повысив показатели
внимательности и концентрации внимания, способствовать
воспитанию здорового поколения.
Рациональность использования игровых технологий во
многом обусловлена возрастным и индивидуальным
фактором, поэтому данный тип педагогического
воздействия преимущественно реализуется в группах
дошкольников и младших школьников. Вместе с тем
доказано, что учебный материал, изучаемый в ходе
познавательно- развлекательных действий, запоминается
гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что
подтверждает необходимость вовлечения учащихся
независимо от возраста в различные типы игр:
- интеллектуальные, коммуникативные, психологические;
- предметные (химические, физические, языковые) и
общеразвивающие;
- обучающие, творческие, развивающие;
- сюжетные, деловые, имитационные.
Основана на идее передачи способов деятельности, а не
понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются
схожие формы ведения организационной педагогической
работы, способствующие последовательному усвоению
обучающимися алгоритма деятельности в различных учебных
ситуациях. Обучение ведется от простого к сложному,
учащимся предоставляется максимальная свобода проявления
21
активности, а от педагога требуется высокий уровень
профессионального мастерства ввиду сложности
поставленной задачи.
Принципы организации учебных мастерских:
- категорический отказ от практики принуждения;
- создание условий, при которых дети могут осваивать
необходимые компетенции разными путями, в зависимости
от собственных способностей;
- главной ценностью считается действие, процесс, а не
знание;
- ошибки признаются неотъемлемой частью системы
овладения компетенциями;
- творческая деятельность считается главным показателем
развития личности, как следствие — она не оценивается;
- в рамках мастерских создается атмосфера сотворчества,
взаимоуважения, ведения совместного поиска.
Педагогика
Относится к числу личностно ориентированных
сотрудничества
педагогических технологий, предусматривающих создание на
уроке условий деятельности, характеризующихся
максимальным комфортом для учащихся и педагогов.
Методология педагогики сотрудничества базируется на:
-п отказе от требований в пользу гуманно-личностного
подхода и индивидуализации обучения;
- идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или
образных символов, свидетельствующих о необходимости
активизации памяти, логического мышления, внимания;
- принципе свободного выбора, обуславливающем
возможность обучающихся развивать природные дарования;
- систематическом самоанализе достижений и поиске путей
для самокоррекции;
- широком внедрении индивидуального подхода.
Дидактические материалы:
наглядные, демонстрационные и практические пособия;
подборки материалов, игр, заданий, упражнений;
раздаточные материалы по темам и разделам;
образцы изделий, банк творческих работ и проектов и т.п. (на бумажных и
электронных носителях).
Воспитательная работа
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно Рабочей
программы воспитания МКОУ «Храмцовская ООШ» и ежегодного Календарного плана
воспитательной работы.
Цель рабочей программы воспитания - создание единого воспитательного
пространства для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся,
проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе
ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек), в усвоении ими социально значимых знаний;
22
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии
социально значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по
дополнительной общеобразовательной программе как источник поддержки и развития
интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка;
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с
обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и
образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся
для совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и
подростков как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и
самореализации;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и
социальных практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и
способность к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную, социально-приемлемую самореализацию, позитивную
социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в
соответствующем модуле.
Задачи воспитания
Направления
Тематические
воспитания
модули
Учебные занятия по
Использовать в воспитании детей
«Воспитание на
учебном занятии»
дополнительным
возможности учебного занятия по
общеобразовательным дополнительным общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам как источник поддержки и
программам
развития интереса к познанию и
творчеству; содействовать успеху каждого
ребенка
Организация
Организовывать воспитательную работу с
«Воспитание в
воспитательной
коллективом и индивидуальную работу с
детском
обучающимися детского объединения
объединении»
деятельности в
детских объединениях
Воспитательные
Реализовывать потенциал событийного
«Ключевые
мероприятия в
воспитания для формирования духовнокультурнодетских
нравственных ценностей, укрепления и
образовательные
объединениях,
развития традиций детского объединения и события»
образовательной
образовательной организации, развития
организации
субъектной позиции обучающихся
Продуктивное
Организовывать работу с родителями
«Взаимодействие с
родителями»
взаимодействие с
(законными представителями)
23
родителями
обучающихся для совместного решения
проблем воспитания и социализации детей
и подростков
Индивидуализация
Реализовывать потенциал наставничества в «Наставничество и
образовательного
воспитании детей и подростков как основу тьюторство»
процесса
поддержки и развития мотивации к
саморазвитию и самореализации
Профориентационная Содействовать приобретению опыта
«Профессиональное
работа
самоопределение»
личностного и профессионального
самоопределения на основе
индивидуальных проб в совместной
деятельности и социальных практиках
«Профилактика»
Профилактическая
Формировать у детей и подростков
работа
нравственные ценности, мотивацию и
способность к духовно-нравственному
развитию, интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную,
социально-приемлемую самореализацию,
позитивную социализацию,
противодействие возможному негативному
влиянию среды.
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для
развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации.
Учебные занятия художественной направленности направлены на раскрытие творческого
потенциала ребенка, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира
по законам красоты, повышают общекультурный уровень детей.
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
Входная диагностика (не обязательна) позволяет определить уровень творческих
умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок
готов к освоению данной ДООП (сценическая речь и выразительное чтение).
Текущий и промежуточный контроль проверяет конструктивность работы
обучающихся на занятии, степень активности в решении практических задач, а также в
групповой демонстрации полученных знаний и усвоенных навыков (выступления,
творческие показы, открытые занятия, концерты, практические работы).
Итоговая аттестация предусмотрена в виде итогового спектакля.
Оценочные материалы.
Виды контроля
Планируемое
время
Цели проведения
Форма контроля
проведения
Входная диагностика
В начале
Определение уровня мотивации.
Анкета-опрос «Для
учебного года
чего я хочу посещать
театральную
секцию?»
Определение уровня развития детей, их
Прослушивание
24
творческих способностей.
В течение
учебного года
В конце
учебного года
Текущий и промежуточный контроль
Определение уровня готовности детей к
восприятию нового материала; определение
степени усвоения изученного материала;
выявление детей, отстающих и опережающих
обучение; повышение уровня ответственности и
заинтересованности воспитанников в обучении;
подбор и корректировка методов и средств
обучения на более эффективные.
Итоговая аттестация
Определение уровня мотивации и
самопринятия.
Определение изменения уровня развития детей;
определение уровня результатов обучения;
ориентирование воспитанников на дальнейшее
обучение; получение сведений для
совершенствования ДООП.
Форма
контроля
Анкета-опрос
«Для чего я
хочу посещать
театральную
секцию?»
Прослушивание
(выразительное
чтение)
Оценка
практических
умений и
навыков
учащихся
Контроль
теоретических
знаний
(проверочная
работа)
Критерии и процедуры оценки
Критерии оценки
(выразительное
чтение басен И.А.
Крылова)
Выступления,
творческие показы,
открытые занятия,
концерты,
практические и
проверочные работы
Анкета-опрос «Для
чего я хочу посещать
театральную
секцию?» (повторная)
Итоговый спектакль
Процедура оценки
13 вопросов (Приложение 1)
Индивидуальное
обсуждение с
учителем
Критерии экспертной оценки А.А. Лосева
(Приложение 2)
Экспертное жюри
(учителя-филологи) и
организатор
Педагогруководитель секции
Заполнение карты мастерства по 4-м основным
критериям и определение уровня артистизма и
поведения на сцене (за каждый год обучения
отдельно) (Приложение 3)
Письменная тестовая работа по теории
театрального искусства (за каждый год
обучения отдельно) (Приложение 4)
Педагогруководитель секции
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная для составления программы
1. Рабочая программа курса «Школьный театр» / сост. Н.Н. Смирнова – СПб.: 2018. –
14 с.
2. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель
– АСТ, 2002. – 72 с.
3. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей
средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998. – 139 с.
Литература для учителя
1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М.: «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2001. – 288 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ,
1997. – 96 с.
3. Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А.
Зверева Д.Г. Ливнев. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 136 с.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 –
416 с.
5. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное
с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с..
6. Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы.
– М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 192 с.
7. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.:
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 240 с.
Литература для обучающихся
1. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство». - М.: «Просвещение», 1968. – 640 с.
2. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой
половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская
академия театрального искусства, 2005. – 600 с.
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
2. Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». –
Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
4. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
5. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworldtheatre.ru.
6.
Энциклопедия:
Музыка.
Театр.
Кино.
–
Режим
доступа:
http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
7.
Театральная
Энциклопедия.
Режим
доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
8. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа:
http://www.theatreplanet.ru/articles
26
9. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
10. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
11. Хрестоматия актера. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
Приложение 1
Анкета-опрос
«Для чего я хочу посещать театральную секцию»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Мотивы выбора театральной секции
Желание заняться любимым делом
Желание развить свои способности
Желание получить разностороннее образование
Желание найти новых друзей
Желание занять свободное время
Помощь в школе, учебе
Желание подготовиться к выбору профессии
Развитие интересов
Желание дополнить общее образование
Нравится педагог (увлекает)
Узнать новое, интересное
Самореализация
Духовный рост
Сентябрь
май
27
Приложение 2
Критерии для выявления артистических способностей
(на основе экспертных оценок А.А. Лосева)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Критерии
Легко входит в роль другого персонажа, человека
Интересуется актерской игрой
Меняет тональность и выражение голоса, когда читает
или играет роль
Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо
драматическую сцену
Передает чувства через мимику, жесты, движения
Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других,
когда о чем-либо с увлечением рассказывает
С легкостью драматизирует, передает чувства и
эмоциональные переживания
Пластичен и открыт для всего нового, «не
зацикливается» на старом
Оценки:
0 баллов – совсем не выражено;
1 балл – выражено незначительно;
2 балла – выражено слабо;
3 балла – выражено средне;
4 балла – выражено выше среднего;
5 баллов – сильно выражено.
*Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
**Успешно прошедшим прослушивание считается ребенок, имеющий среднюю оценку
выше 3-х баллов.
28
Приложение 3
Оценка практических умений и навыков учащихся
1-ый год обучения
Знания,
умения,
навыки
Актерское
мастерство
Сценическая
речь
Сценическое
движение
Постановки
Высокий
уровень
Ребенок на сцене
сосредоточен, видно
постоянное его
«присутствие» в
действии, даже когда
его персонаж не
активен.
Точно знает слова
роли, старается
произносить текст
эмоционально,
выразительно.
Средний
уровень
Низкий
уровень
«Присутствие» на
сцене ребенка
ситуативно.
Отвлекается от
действия, когда его
персонаж не активен,
но включается в
действие вовремя.
Слова роли знает, но
иногда требуется
помощь, подсказка.
Речь не всегда
эмоциональна.
Ребенок рассеян,
отсутствует внимание
к действию на сцене,
нуждается в
подсказках, чтобы
вступить в действие.
Не знает или очень
слабо знает слова
роли, постоянно
обращается за
подсказками и
надолго замолкает.
Речь не
эмоциональна.
Помнит и точно
Исполняет
Движения
исполняет
мизансцены, заданные практически
мизансцены, заданные педагогом, но
отсутствуют. Ребенок
педагогом, хорошо
недостаточно точно, с на сцене неподвижен,
знает танцы
ошибками, участвует
либо, напротив,
спектакля,
в танце, двигается,
излишне суетлив,
выразительно их
перемещаясь по сцене движения хаотичны,
исполняет и свободно с небольшими
не связаны с ролью.
двигается по сцене.
подсказками.
Эмоционально и
Роль исполняет без
Отказывается
выразительно
эмоций,
исполнять роль.
исполняет роль.
невыразительно,
простое
проговаривание
текста.
*Средний и высокий уровень соответствует оценке «зачтено», и обучающийся переходит
на следующую ступень обучения.
29
Низкий уровень соответствует оценке «не зачтено». В этом случае обучающемуся
предлагается остаться на повторное прохождение программы 1-го года обучения.
2-ой год обучения
Знания,
умения,
навыки
Актерское
мастерство
Сценическая
речь
Сценическое
движение
Постановки
Высокий
уровень
Видно, что учащийся
полностью «вжился в
роль». Достоверно
передает
характерность своего
героя.
Средний
уровень
Низкий
уровень
Ребенок на сцене
сосредоточен, видно
постоянное его
«присутствие» в
действии, даже когда
его персонаж не
активен.
«Присутствие» на
сцене ребенка
ситуативно.
отвлекается от
действия, когда его
персонаж не активен,
но включается в
действие вовремя.
Уверенно и
Недостаточно точно
Не знает слова роли,
интонационно точно
исполняет (небольшие либо проговаривает
исполняет слова роли текстовые
текст с трудом, с
с учетом всех
погрешности, не
большим
пожеланий и
совсем точное
количеством замен и
рекомендаций
использование
ошибок. Постоянно
педагога.
различных
требуются подсказки.
выразительных
средств).
На сцене чувствует
Присутствует
Ребенок скован,
себя спокойно,
небольшая
«зажат», излишне
уверенно, без лишнего «зажатость»,
напряжен. Движения,
напряжения.
волнение. Ребенок
характеризующие
Уверенно и точно
недостаточно точно
роль, отсутствуют.
передает пластику
передает пластику
героя с учетом
(имеются небольшие
пожеланий и
ошибки, возможно
рекомендаций
несоответствие между
педагога.
словами и
движениями).
Эмоционально и
Недостаточно
Неуверенно знает
выразительно
эмоционально
текст, мизансцены
исполняет роль.
выступает, растерян
или исполняемые в
на сцене.
спектакле песни и
танцы.
*Средний и высокий уровень соответствует оценке «зачтено», и обучающийся переходит
на следующую ступень обучения.
Низкий уровень соответствует оценке «не зачтено». В этом случае обучающемуся
предлагается остаться на повторное прохождение программы 2-го года обучения.
30
Приложение 4
Проверочная работа. Контроль теоретических знаний
1-ый год обучения
1. Какая из перечисленных театральных профессий лишняя?
А) гример;
Б) актер;
В) повар;
Г) режиссер.
2. Какое выразительное средство не использует актер для передачи образа?
А) мимика;
Б) жесты;
В) запах;
Г) интонация.
3. Какого вида театра не существует?
А) музыкальный;
Б) животный;
В) детский;
Г) драматический.
4. Чего нет в здании театра?
А) буфет;
Б) гардероб;
В) сцена;
Г) фонтан.
5. Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его
реакции на то или иное действие – это…
А) фантазирование;
Б) воображение;
В) эмоция;
Г) вредность.
6. Что из ниже перечисленного не является эмоцией?
А) грусть;
Б) удивление;
В) страх;
31
Г) жадность.
ОТВЕТЫ:
1) В
2) В
3) Б
4) Г
5) В
6) Г
*4-6 правильных ответов – «зачтено», менее – «не зачтено».
Проверочная работа. Контроль теоретических знаний
2-ой год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопрос
Варианты ответов/
изображения
Театр - это
1 перемещение людей в костюмах по
сцене;
2 зрелищный вид искусства.
Актер - это
1 исполнитель ролей в спектакле и кино;
2 человек, который всех развлекает.
Сцена - это
1 специальная площадка, на которой
происходит театральное представление;
2 любая возвышенность в помещении.
Номер - это
1 то, что исполняют на сцене;
2 отдельное законченное по форме
выступление.
Пьеса - это
1 авторское произведение для чтения;
2 драматическое произведение для
театрального представления.
Зрительный зал – это 1 место или помещение для зрителей;
2 зал, где зрители могут раздеться.
Действие – это
1 часть драматического произведения;
2 каждый выход актера на сцену.
Грим – этот
1 нужное для игры на сцене оформление
лица;
2 краски, карандаши и другие
принадлежности, которые используют
гримировании актеров.
Реквизит - это
1 все не настоящие предметы;
2 набор предметов для театральной
постановки.
Как называется этот
театр?
Ответ
32
11
Как называется этот
театр?
12
Как называется
13
Как называется
14
Как называется
15
Как называется
часть сцены, ограниченная кулисами и
задником, на которой происходит
основное действие?
боковая часть сцены, располагающаяся по
краям, откуда, как правило, выходят
актеры?
устанавливаемое на сцене живописное
изображение места театрального действия,
а также предметы, обозначающие это
место?
полотнище, закрывающее сцену от
зрительного зала?
ОТВЕТЫ:
1) 2
2) 1
3) 1
4) 2
5) 2
6) 1
7) 1
8) 1
9) 2
10) Кукольный театр
11) Драматический театр
12) Зеркало сцены
13) Кулисы
14) Декорации
15) Занавес
*10-15 правильных ответов – «зачтено», менее – «не зачтено».
33
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного
театра «Волшебные кулисы» (далее ДООП) реализуется в рамках художественного
направления.
Цель программы: Развитие творчески активной личности воспитанника
средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному
самоопределению.
Программа содержит четыре основных раздела: «Актерское мастерство»,
«Сценическая речь», «Сценическое движение», «История театра».
Данная ДООП содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики,
музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова
и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к
многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
ДООП Школьный театр «Волшебные кулисы» ориентирована на детей младшего и
среднего школьного возраста 9-15 лет. В группе 10-15 человек. Принимаются все
желающие и проходят входное прослушивание.
Зачисление в группу производится с обязательным условием – написание
заявления
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся, подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Объем программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 2 года.
Занятия проводятся в 1-ый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (в год 144 часа
на группу); во 2-ой год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут.
Перечень форм обучения: групповая, коллективная.
Перечень видов занятий: беседа, игра, практическое занятие, спектакль,
экскурсия, праздник, посиделки, творческая мастерская, мастер-класс, турнир,
соревнование, конкурс.
Перечень форм подведения итогов: отчетный концерт, открытое занятие,
творческий показ, практическая работа.
34