Приложение №22.3 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24д от 18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу внеурочной деятельности
ЧАС ПСИХОЛОГА
«Психомоторика и развитие деятельности»
6 « Б» класс
Вариант 1 АООП УО/ИН
Храмцово
2025
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие
деятельности» для обучающихся 6 «б» класса разработана на основе: Составлена на основе
программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
детей с ОВЗ. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.
Рабочая
программа
полностью
соответствует
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ
19 декабря 2014 № 1599, раскрывает и детализирует специальные условия и подходы к
организации деятельности обучающихся 6«Б» класса.
Рабочая программа составлена в соответствии с
•
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»
(Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
• Методическими рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
• Приказом
Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий
(с
изменениями на 1 апреля 2025 года)»
• Методическими рекомендациями «Итоговая аттестация обучающихся с нарушением
интеллекта, получающих образование по адаптированной основной общеобразовательной
программе» (утв. Ученым советом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»2025г
• Адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 1)
Особенностями учебного плана МКОУ «Храмцовская ООШ» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» на 2025/2026 учебный год.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане Количество часов в год: 34
часа (1 час в неделю).
Цель программы:изучение на основе создания оптимальных условий познания
ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать
правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации
психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ следующих личностных,
метапредметных результатов.
• формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного
развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
• развитие слухового восприятия;
• исправление недостатков моторики;
• коррекция зрительно-моторной координации;
• обогащение словарного запаса детей;
• формирование целенаправленности движений и действий.
Предметные результаты изучения
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, чтению и другим
предметам.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум.
3. Содержание программы
Программа состоит из следующих этапов:
1. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной
моторики. Набор групп для коррекционных занятий.
2. Основной этап
Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа
коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
1.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач,
связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии
действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся
пространственной ориентировки.
2.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего
мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильнодвигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно
познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование
ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.
3.
Раздел «Кинестетическое
и
кинетическое
развитие» предполагает
формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных
его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
4.
Основной
задачей раздела «Восприятие
формы,
величины,
цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о
сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с
интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует
системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение
требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины,
цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно
выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать
плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
5.
Введение
в
программу раздела «Развитие
зрительного
восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия
школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют
ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия,
недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает
восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
6.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через
развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует
познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно
сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на
оперировании образами.
7.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное
значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной
ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на
уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время,
когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории,
близлежащих улицах.
8.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных
понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень
сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время
как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно,
нематериально.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано
усложнение заданий от 2 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный
подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач
из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию
ребенка.
3. Заключительный этап
На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных,
информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
4. Тематическое планирование
Разделы
Количество Основные виды деятельности обучающихся
часов
Вводное занятие
8
Развитие
моторики,
графомоторных навыков
Тактильно4
двигательного
восприятия.
- умеет удерживать внимание;
- умеет составлять контуры предметов (например, стола,
дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
«Кинестетическое
кинетическое
развитие»
- умеет держать равновесие и координацию,
- выполняет задания по алгоритму
и 3
- умеет удерживать внимание;
- умеет длительно сосредотачиваться на объекте;
- умеет не отвлекаться
«Восприятие
формы, 4
величины,
цвета; конструирование
предметов»
- выполняет задание без посторонней помощи;
- умеет анализировать изученное;
-квалифицирует учебный материал;
- затрачивает меньше времени на выполнение задания;
- использует вспомогательные приемы
«Развитие зрительного 4
восприятия»
- умеет различить цветовые оттенки
-активизация употребления прилагательных, обозначающих
цветовые оттенки (темно-красный, ярко-желтый, светлокоричневый и др.).
-умеет узнавать предмет по его части;
«Восприятие
особых 2
свойств предметов через
развитие
осязания,
обоняния,
барических
ощущений,
вкусовых
качеств»
«Восприятие
4
пространства»
«Восприятие времени»
4
- умеет различать простые запахи
-умеет сравнивать разные запахи и закрепление их различения
в процессе дидактических игр и упражнений;
-умеет различать более сложные(составные) ароматы.
- умеет ориентироваться в схеме собственного тела;
- определяет расположение предметов в ближнем и дальнем
пространстве; - моделирует пространственное расположение
предметов;
- определяет направление, двигаться в заданном направлении
и измеряет его;
- ориентируется на поле листа бумаги.
- восприятие временных интервалов: время (части) суток
{утро, день, вечер, ночь)', неделя, месяц, год; времена года (их
последовательность и основные признаки);
- измерение времени по часам с точностью до минуты и
секунды; - решение несложных бытовых задач на время;
- определение течения времени (быстро, долго, часто, редко,
вчера, сегодня, завтра, давно, недавно и др.)
Диагностика(
повторная)
1
ИТОГО: 34ч
Приложение 1
к Рабочей программе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Дата проведения
занятия по факту
№
п/п
Дата проведения занятия
по плану
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование по коррекционному курсу внеурочной
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу внеурочной деятельности
«Психомоторика и развитие деятельности» составлено для обучающихся 6 «Б» класса на
основе рабочей программы коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»
Количество часов в год-34ч, количество часовв неделю-1ч
Тема занятия
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ .Трудные виражи.
Диагностика
Игры с мячом
Графический диктант
Графический диктант
Дары осени. Работа с пластилином .
Лабиринт
Звуки и буквы
Рисование по клеточкам
Каток
Сборщик
Запретное число
Скульптура
Пирожок
Осязательная ванна
Волшебный мешочек
Квест-игра «Найди пару»
Коврик
Зрительный диктант
Волшебный замок
Радуга
Найди ошибку
Первичная
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Что пропало ?
Где буква?
Три флакона
Назови вкус продукта
Моё тело
Какая рука
Царство птиц
Головоломка
Расставь по порядку
Часы
Неделька
Кто старше
Повторная диагностика
Итого: 34 часа