Приложение №18 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Лего-конструирование»
3 класс
Храмцово
2025
1. Пояснительная записка
Учебный предмет «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить
мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу,
позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Основной целью обучения «ЛЕГО-конструированию» является развитие
познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по
моделированию из конструктора «Лего», овладение ими навыками начального
технического конструирования, математическими представлениями, развитие мелкой
моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных
свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), приобретение ими навыка
взаимодействия в группе.
Основными задачами программы ЛЕГО-конструирования являются:
1. Обеспечение комфортного самочувствия ребенка;
2. Развитие творческих способностей и логического мышления ребенка
3. Развитие образного, технического мышления и умения выразить свой
замысел;
4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
5. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
2. Общая характеристика учебного предмета «ЛЕГО-конструирование»
В основе курса «ЛЕГО-конструирование» лежит целостный образ окружающего
мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование
как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он
предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия по Лего- конструированию главным образом направлены на развитие
изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно
связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в
творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению
предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе,
рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
ЛЕГО-конструирование - занятия, на которых «шум» – это норма,
«разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но Лего не просто
занимательная игра, это работа ума и рук. Создание из отдельных элементов чего-то
целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями,
является веселыми вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с Легоконструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр учатся жить
в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по ЛЕГО-конструированию направлена в
первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,
занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с
другом. Работа с Лего деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень
важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания
нового. Ломая свою собственную постройку из Лего–конструктора, ребенок имеет
2
возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее
части, выступая в роли творца.
3. Описание места учебного предмета «ЛЕГО-конструирование» в учебном
плане
На изучение учебного предмета:
- в 3 классе – 1 ч. в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «ЛЕГОконструирование»
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Личностные результаты:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5. овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. принятие и освоение социальной
роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2) Выделять существенные признаки предметов;
3) Сравнивать между собой предметы, явления;
4) обобщать, делать несложные выводы;
5) классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность событий;
3
7) давать определения тем или иным понятиям;
8) определять отношения между предметами типа «род»-«вид»;
9) решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении
учебных предметов.
5. Содержание учебного предмета «ЛЕГО-конструирование»
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения,
точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук,
восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину,
длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой
моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,
расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями,
формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У учеников
формируются математические представления. Математическая подготовка детей с
интеллектуальными нарушениями имеет исключительную практическую важность,
поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать
арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми
величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и
умениями является немаловажным фактором его социализации.
3 класс
Тема 1. Строительство и архитектура (8часов)
Спонтанная индивидуальная Лего-игра детей.
Путешествие по Лего стране. Лего-игра детей или знакомство с Лего продолжается.
Исследователи цвета
и формы.
Использование
различных деталей в
соответствии с заданным цветом и формой. Исследователи кирпичиков.
Моделируем башню. Строительство самой высокой и прочной башни.
Легофантазия. Спонтанная индивидуальная Лего–игра.
Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры. Анализ необходимых для построения
деталей, обсуждение конструкций. Работа по технологическим картам.
Кровать, шкаф. Анализ необходимых для построения деталей, обсуждение
конструкций.
Моделируем комнату. Анализ необходимых
для построения деталей,
обсуждение конструкций.
Тема 2. Животные (2 часа).
Модели животных. Собака. Жираф. Работа по технологическим картам.
Модели животных. Крокодил. Змея. Работа по технологическим картам.
Тема 3. Транспорт (3 часа).
Транспорт. Виды
транспорта.
Виды
транспорта:
автомобильный,
железнодорожный, водный, авиа.Практическая часть: показ иллюстраций.
Улица полна неожиданностей. Светофор. Дорога.Практическая часть: показ 4
иллюстраций. Работа по технологическим картам.
Космос. Модель космического корабля. Конструирование детьми различных
моделей.
Тема 4. Симметрия (4 часа).
Симметричность Лего моделей. Моделирование бабочки. Работа по технологическим
картам.
А,Б,В,…или строим буквы. Привитие любви к чтению. Фантазируй! Выдумывай!
Строй!
Лего-лето. Спонтанная индивидуальная Лего-игра детей.
6. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
3класс
№п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
1.
Строительство и архитектура(8ч)
Вводный инструктаж. ИОТ№1. Знакомство с конструктором.
Правила поведения и техника безопасности.
1
2.
Путешествие по Лего стране. Исследователи цвета и формы.
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1
1
1
14.
Волшебные кирпичики. Строимстены.
Моделируем башню.
Легофантазия.
Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры.
Кровать, шкаф.
Моделируем комнату.
Животные(2ч)
Модели животных. Собака. Жираф.
Модели животных. Крокодил. Змея.
Транспорт(3ч)
Транспорт. Виды транспорта.
Улица полна неожиданностей. Светофор. Дорога.
Космос. Модель космического корабля.
Симметрия(4ч)
Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки.
15.
16.
17.
А,Б,В,…или строим буквы.
Фантазируй! Выдумывай! Строй!
Итоговое занятие. Подведение результатов.
1
1
1
17
9.
10.
11.
12.
13.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Технические средства обучения
5
Компьютер
Учебно-практическое и учебно–лабораторное оборудование
Схемы, образцы и модели; иллюстрации, картинки с изображениями предметов и
объектов; фотографии.
Набор конструктора LEGO, металлические и пластмассовые конструкторы.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенная
доска для вывешивания иллюстративного материала.
6