15РП Труд 3 класс УО

Приложение №15 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Труд (технология)»
3 класс

Храмцово
2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................................ 3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................................................................. 5

3 КЛАСС .................................................................................................... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ................................................... 6

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................... 6
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................ 7
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ .................................................... 8
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ........................................ 9

3 КЛАСС ........................................ Ошибка! Закладка не определена.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Hабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1(вариант 1)
и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе
воспитания, входящей в состав АОП УО.
АОП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Реализация АОП УО (вариант 1) обеспечивает обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)уровень общего образования, которое по
итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям
нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения
школьного обучения.
При реализации АОП УО (вариант 1) образовательный процессориентирован на
социальную адаптацию, нравственное развитие и на достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов)
коррекционно-развивающей области.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в обобщенном виде задачи реализации
содержания учебного предмета «Труд (технология)» включают:
овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками;
развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности;
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Основные направления работы связаны с решением задач предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
1

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (далее – ФАООП УО).
3

обобщение);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Согласно рабочей программе воспитания, к базовым ценностям российского
общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек. При реализации рабочей программы по предмету «Труд (технология)»
необходимо учитывать следующие целевые ориентиры:знание обучающимися основных
норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей;позитивное отношение
обучающихся к общественным ценностям;поведение, соответствующее правилам и
социальным нормам, основанным на общественных ценностях.
В связи с этим необходимо решение воспитательных задач:
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание
нравственных,
морально-волевых
качеств
(настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
Значимость предмета «Труд (технология)» для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)определяется большими возможностями
коррекции
и
компенсации
особенностейразвитияпознавательной,эмоциональнойиволевой,двигательнойсфер
деятельности, а также положительных личностных качеств.
Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным
планом рабочая программа в 1 дополнительном и 1 классе рассчитана на 33 учебные
недели и составляет: в 3 классе — 34 часа (1 час в неделю).
4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Организация рабочего места работе с
природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление игрушек
из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой и картоном.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая),
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты
и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при
работе с бумагой.
Способы работы с бумагой и картоном: аппликация, конструирование.
Виды работы с бумагой:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с
помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок
обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации. Разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, шаблону).
Понятия: «линейка».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии», «разрез по короткой
наклонной линии», «разрез по длинной линии», «разрез по незначительно изогнутой
линии», «округление углов прямоугольных форм», «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму», «вырезание по совершенной кривой линии
(кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам».
Обрывание по контуру (аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью.
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в
переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги»,
«окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами.
Шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: «игла вверхвниз».Выполнение прямых стежков «вперед иголку», «назад иголку».Соединение
деталей, выкроенных из тканипрямой строчкой, строчкой «косыми стежками».
Вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка «прямой
строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема».
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила
хранения игл.
Работа с древесными материалами.
5

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах,
текстура).Условия труда и техника безопасности в школьной столярной мастерской.
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек).
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы,
круглогубцы,
кусачки).
Правила
обращения
с
проволокой.Формообразование при работе с проволокой.
Работа с металлом и металлоконструктором.
Профессия слесарь. Условия труда и техника безопасности в школьной слесарной
мастерской.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение содержания предмета «Труд (технология)» на первом этапе общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов
освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
К концу обучения в 3 классе
Минимальный уровень:
знать правила организации рабочего места;
знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы;
знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда, правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при работе с
ними;
знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки;
формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки;
разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения,
соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация).
подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и
свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;
определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя и самостоятельно;
работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными
материалами, древесиной и проволокой).
владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки
поделочных материалов с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Достаточный уровень:
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
знать названия инструментов и их устройство, правила обращения с ними и
рациональное использование их в том или ином виде работы;

1

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
7

определять физические и художественно-выразительные свойства материалов, с
которыми работают на уроках ручного труда;
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его
признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
осознавать себя в роли обучающегося, заинтересованного обучением, занятиями;
положительно относиться к результатам труда;
проявлять готовность к коллективному взаимодействию на уроках труда;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;
понимать ответственность за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и соблюдать правила поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", "ученик-ученик",
"ученик-класс", "учитель-класс");
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию на уроках труда;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать сверстникам;
уметь договариваться в конфликтных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
соблюдать правила на уроке (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
посещать учебные занятия;
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы;
активно участвовать в деятельности;
контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
оценивать свои результаты труда и корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
8

измерять, вычислять, планировать предстоящие действия;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена на основе тематических разделов и допускает вариативный
подход к очередности изучения содержания с учетом сохранения общего количества
учебных часов.
Предлагаемые варианты тематического планирования и распределения часов на
изучение тем могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по
предмету.Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно
разработать и утвердить иной вариант тематического планирования.
Темы
Количество часов по классам
3 класс
Вводное занятие
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с древесными материалами
Работа с проволокой
Работас металлоконструктором
Всего

1
3
14
7
3
3
3
34

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».