Приложение №14.8 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Адаптивная физическая культура»
9 класс
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ......................................................................... 10
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной
области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их
к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
− Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в
9 классе определяет следующие задачи:
− совершенствование ранее изученной техники выполнения строевых команд;
− формирование умения подобрать разбег для прыжков и метания мяча на
дальность;
− совершенствование техники легко - атлетических упражнений;
− совершенствование умений выполнять физические упражнения с предметами,
с элементами акробатики и гимнастических на снарядах;
− совершенствование умений передвигаться на лыжах изученными способами;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− формирование способности объективно оценивать свои возможности.
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый
из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
В связи с увеличением индивидуальных
различий обучающихся
дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их
достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются
специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием
двигательных качеств используются метод расчленено-конструктивного и целостноконструктивного упражнения.
Содержание разделов
№
Количество
часов
Название раздела
1
Знания о физической культуре
2
3
4
Гимнастика
Легкая атлетика
5
Спортивные игры
Контрольные
работы
(количество)
В процессе
обучения
14
20
16
Лыжная подготовка
Итого:
18
68
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на
открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.
4
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости,
отслеживание
результатов
параолимпийских
игр,
специальной
олимпиады
международного и федерального уровней;
− испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей.
Предметные:
Минимальный уровень:
− демонстрировать знания о физической культуре как системе разнообразных форм
занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
− демонстрировать правильную осанку; видов стилизованной ходьбы под музыку;
комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы,
плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в
положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
− понимать влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека;
− планировать занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством
учителя);
− выбирать (под руководством учителя) спортивную одежду и обувь в зависимости
от погодных условий и времени года;
− знать основные физические качества человека: сила, быстрота, выносливость,
гибкость, координация;
− демонстрировать жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
− определять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела)
(под руководством учителя);
− выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой
и учебной деятельности;
− демонстрировать акробатические и гимнастические комбинации из числа
усвоенных (под руководством учителя);
− участвовать со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
− взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
5
− иметь представления об особенностях физической культуры разных народов, связи
физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и
обычаями народа;
− оказывать посильную помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
− применять спортивный инвентарь, тренажерных устройств на уроке физической
культуры.
Достаточный уровень:
− иметь представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в
России, в том числе о Параолимпийских играх и Специальной олимпиаде;
− выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения без предмета:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя,
сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
− выполнять строевые действия в шеренге и колонне;
− знать виды лыжного спорта, демонстрировать технику лыжных ходов; знать
температурные нормы для занятий;
− планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
− знать и измерять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса
тела),
− подавать строевые команды, везти подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений (под руководством учителя);
− выполнять акробатические и гимнастические комбинации на доступном
техническом уровне;
− участвовать в подвижных играх со сверстниками, осуществлять их объективное
судейство; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
− знать особенности физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа;
− доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении заданий и
предлагать способы их устранения;
− объяснять правила, технику выполнения двигательных действий, анализировать и
находить ошибки (с помощью учителя);
− пользоваться спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
− правильно ориентироваться в пространстве спортивного зала и на стадионе;
− правильно размещать спортивные снаряды при организации и проведении
подвижных и спортивных игр.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
6
− 3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классах
определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных
умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт
знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при
развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их
двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого
раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся,
усвоение учебного материала за курс 9 класса, что позволяет учителю делать выводы об
эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной
физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и
двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня
физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало
учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных
координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 9 классе:
− бег 100м;
− прыжок в длину с места;
− сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики);
− наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке;
− поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову;
− бег на 500 м.; 1000 м;
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и
использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или
дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей
обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
нет.
Учитель
руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и
ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем
освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 9 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по
состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной
ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп
обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального
состояния обучающихся, уровня физического развития.
7
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения
умений, навыков и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка,
свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт
инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два)
обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 100 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее
время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на
максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное
количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая
колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке
(оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние за наименьшее время: бег на 1000 м
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 100 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой
стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить
прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко
приземлиться на две ноги.
3. Удерживание «планки» в упоре лёжа на предплечьях, по состоянию здоровья, по
возможности.
4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности
выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим
сгибанием колен.
5. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи
(количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
6. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта
времени.
8
п./
п.
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (9 класс)
Виды
№ испытаний
Показатели
(тесты)
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
Бег
1 100 м. (сек.)
16,5/19,
14,7/18,0 14,3/17,4 13,9/17,0 18,2/20,5 17,8/20,0
5
Поднимание
2
туловища из
положения, лёжа
28/22
38/29
48/37
18/12
28/17
35/25
на спине
(количество раз
за 1м.)
Прыжок
3
в длину
с места толчком
185/130 205/140 225/160 155/105 165/125 180/145
двумя ногами
(см.)
Сгибание
4
и
разгибание рук
в упоре лёжа на
20/9
24/10
30/12
8/5
9/6
15/8
полу
(количество раз)
Наклон
5
вперёд
из и.п. стоя с
прямыми ногами
на
+4
+6
+12
+5
+7
+15
гимнастической
скамейке (см
ниже уровня
скамейки)
Бег
6 на 1 км (мин,
5,15/6,
5,16/6,4
5,35/6,50
4,35/5,36 6,15/8,05 5,53/7,30
сек.)
20
0
*данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют
корректировки (адаптации) с учётом уровня психофизического развития и
подготовленности обучающихся конкретного класса
9
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Легкая атлетика– 8 часов
1
Инструктаж по техники
безопасности на уроках
легкой атлетики.
Прохождение на время
отрезков от 100-300 м
1
2
Пешие переходы по
пересеченной местности до
3-4 км
1
3
Медленный бег с
равномерной скоростью от
6 до 10 минут
1
Беседа о правилах техники
безопасности на занятиях
легкой атлетикой.
Прохождение отрезков с
максимальной скоростью.
Выполнение бега с различного
старта на 60 м
Выполнение прыжка в длину
Совершение пешеходных
переходов на заданную
дистанцию.
Выполнение бега на
дистанцию 100 м с
преодолением препятствий
Выполнение бега легко и
свободно, без лишних
движений.
Выполнение специальных
беговых упражнений
Эстафетный бег 4*100 м
Слушают инструктаж и
зрительно воспринимают
образец поведения на уроках
физической культуры
(техника безопасности).
Проходят отрезки до 200 м.
Выполняют бег а различного
старта на 60 м
Выполняют ходьбу с
заданиями, пешие переходы
по местности до 3 км.
Выполняют бег на
дистанцию 100 м с
преодолением 3 препятствий
Выполняют медленный бег в
равномерном темпе до 3-5
минут.
Выполняют специальные
беговые упражнения
на меньшей дистанции.
Пробегают эстафету 4*60 м
Слушают инструктаж и
зрительно воспринимают
образец поведения на уроках
физической культуры
(техника безопасности).
Проходят отрезки от 100 до
300 м. Выполняют бег а
различного старта на 100 м
Выполняют ходьбу с
заданиями, пешие переходы
по местности до 4 км.
Выполняют бег на
дистанцию 100 м с
преодолением 5 препятствий
Выполняют медленный бег в
равномерном темпе до 6-10
минут.
Выполняют специальные
беговые упражнения
Пробегают эстафету 4*100 м
10
4
Бег с изменением скорости
по ориентирам и сигналу
учителя до 6 мин
1
5
Прыжки с ноги на ногу до
10-15 м с приземлением на
две ноги
1
6
Прыжки со скакалкой до 2
мин
1
Выполнение бега с
изменением скорости по
ориентирам и сигналу учителя
до 6 мин.
Выполнение перепрыгивания
через набивные мячи
(расстояние 80-100 см, длина 4
метра)
Выполняют специальные
беговые упражнения
на меньшей дистанции.
Выполняют бег с
изменением скорости по
ориентирам и сигналу
учителя до 4 мин.
Перепрыгивают через
набивные мячи (расстояние
80-100 см, длина 3 метра)
Выполнение специальных
Выполняют специальные
беговых упражнений
беговые упражнения на
Выполнение многоскоков с
меньшей дистанции.
мягким приземлением на две
Выполняют прыжки в шаге с
ноги.
приземлением на обе ноги до
Выполнение толкания
10 м.
набивного мяча весом 3-4кг
Толкают набивной мяч весом
2- 3 кг
Выполнение медленного бега
Выполняют бег в
6 мин.
чередовании с ходьбой 6
Перепрыгивание с одной ноги мин.
на другую, выполнение
Выполняют прыжки через
прыжков на двух ногах через
скакалку на месте в
вращающуюся скакалку
равномерном темпе 1 мин.
вперед, назад с
Метают различные предметы
промежуточным подскоком до из мягких материалов весом
15-20 секунд.
100-150 г в цель
Выполнение метания
различных предметов из
Выполняют специальные
беговые упражнения.
Выполняют бег с
изменением скорости по
ориентирам и сигналу
учителя до 6 мин.
Перепрыгивают через
набивные мячи (расстояние
80-100 см, длина 4 метра)
Выполняют специальные
беговые упражнения.
Выполняют прыжки в шаге с
приземлением на обе ноги до
15 м.
Толкают набивной мяч весом
4 кг со скачка в сектор
Выполняют медленный бег 6
мин. Выполняют прыжки
через скакалку на месте в
равномерном темпе до 2 мин.
Метают различные предметы
из мягких материалов весом
100-150 г в цель
11
мягких материалов весом 100150 г в цель
7
Бег на 60 м
1
8
Бег на средние
дистанции(500 м)
1
10
Вырывание и выбивание
мяча в парах
1
11
Вырывание и выбивание
мяча в парах
1
Выполнение повторного бега
Выполняют бег на 60 м -2
из исходного положения
раза за урок. Метают
высокого старта.
различные предметы из
Выполнение метания
мягких материалов весом
различных предметов из
100-150 г на дальность
мягких материалов весом 100150 г на дальность
Выполнение специальных
Выполняют специальные
беговых упражнений.
беговые упражнения. Бегут
Выполнение бега на средней
кросс на дистанцию 300 м.
дистанции
Метают несколько мячей в
Выполнение метания
различные цели из
нескольких мячей в различные различных исходных
цели из различных исходных
положений
положений
Спортивные игры – 10 часов
Выполнение упражнений с
Выполняют ходьбу в
набивными мячами: броски
колонне по одному (на
мяча с близкого расстояния, с носках, на пятках).
разных позиций и расстояния. Выполняют комплекс
Выполняют ведение мяча с
общеразвивающих
передачей, с последующим
упражнений. Выполняют
броском в кольцо.
упражнения с набивными
Демонстрирование стойки
мячами. Ведут, бросают.
баскетболиста, выполнение
Выполняют вырывание и
защитных действий против
выбивание мяча в парах ( на
игрока без мяча и с мячом
основе образца учителя)
Выполняют бег на 60 м -4
раза за урок.
Метают различные предметы
из мягких материалов весом
100-150 г на дальность
Выполняют специальные
беговые упражнения. Бегут
кросс на дистанцию 500 м.
Метают несколько мячей в
различные цели из
различных исходных
положений
Выполняют ходьбу в
колонне по одному (на
носках, на пятках).
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
упражнения с набивными
мячами. Ведут, бросают.
Выполняют вырывание и
выбивание мяча в парах
12
12
Ведение мяча шагом с
обводкой препятствий
1
Выполнение упражнений с
набивными мячами: броски
мяча с близкого расстояния, с
разных позиций и расстояния.
Выполняют ведение мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо.
Выполнение передвижений с
мячом, демонстрирование
техники ведения мяча
13
Передача мяча и ловля в
движении бегом в парах и
тройках
1
Выполнение передачи мяча
двумя и одной рукой в парах в
движении. Выполнение
бросков по корзине двумя
руками от груди с места,
демонстрирование элементов
техники баскетбола
14
Бросок по корзине двумя
руками от груди в
движении.
1
Выполнение передачи мяча
двумя и одной рукой в парах в
движении. Выполнение
бросков по корзине двумя
руками от груди в движении,
демонстрирование элементов
техники баскетбола
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
упражнения с набивными
мячами. Ведут, бросают.
Выполняют ведение мяча
шагом с изменением
направлений (без обводки)
Выполняют ходьбу в
колонне по одному (на
носках, на пятках).
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений.
Выполняют упражнения с
набивными мячами. Ведут,
бросают. Выполняют
ведение мяча шагом с
изменением направлений
Выполняют ходьбу в
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
колонне по одному.
Выполняют комплекс
Выполняют комплекс
общеразвивающих
общеразвивающих
упражнений. Передают мяч упражнений. Передают мяч
двумя и одной рукой в парах двумя и одной рукой в парах
в движении. Выполняют
в движении. Выполняют
броски по корзине двумя
броски по корзине двумя
руками от груди с места
руками от груди с места
Выполняют ходьбу в
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
колонне по одному.
Выполняют комплекс
Выполняют комплекс
общеразвивающих
общеразвивающих
упражнений. Передают мяч упражнений. Передают мяч
с продвижением вперед и
с продвижением вперед и
бросают мяч в корзину двумя бросают мяч в корзину двумя
руками от груди с места
руками от груди в движении
13
15
Бросок по корзине, одной
рукой от плеча Учебная
игра по упрощенным
правилам.
1
16
Бросок по корзине, одной
рукой от плеча Учебная
игра по упрощенным
правилам.
1
17
Зонная защита. Учебная
игра по упрощенным
правилам
1
18
Зонная защита. Учебная
игра по упрощенным
правилам
1
19
Упражнения на
гимнастической стенке
1
Выполнение передачи мяча
Выполняют ходьбу в
двумя и одной рукой в
колонне по одному.
тройках в движении.
Выполняют комплекс
Выполнение бросков по
общеразвивающих
корзине двумя руками от
упражнений. Передают мяч
груди, демонстрирование
двумя и одной рукой в
элементов техники
тройках в движении.
баскетбола. Выполнение
Выполняют штрафные
бросков мяча в корзину с
броски. Играют в учебную
различных положений
игру( с помощью педагога)
Выполняют ходьбу в колонне Выполняют ходьбу в
по одному. Выполняют
колонне по одному.
комплекс общеразвивающих
Выполняют комплекс
упражнений. Выполняют
общеразвивающих
ходьбу в колонне по одному.
упражнений. Осваивают
Выполняют комплекс
зонную защиту. Ведут,
общеразвивающих
бросают, подбирают мяч в
упражнений. Освоение
процессе учебной игры.
понятия зонная защита.
Осуществляют практическое
Демонстрирование элементов судейство (с помощью
техники баскетбола.
педагога)
Учебная игра в баскетбол по
упрощенным правилам
Гимнастика - 14 часов
Выполнение упражнений на
Выполняют упражнения на
гимнастической стенке
гимнастической стенке по
инструкции и по показу
учителя
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Передают мяч
двумя и одной рукой в
тройках в движении.
Выполняют штрафные
броски. Играют в учебную
игру.
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
зонную защиту. Ведут,
бросают, подбирают мяч в
процессе учебной игры.
Осуществляют практическое
судейство (с помощью
педагога)
Выполняют упражнения на
гимнастической стенке
14
20
Упражнения с
гимнастическими палками.
Кувырок вперед
1
Выполнение упражнений с
предметом, совмещая
движения палки с движениями
туловища, ног.
Выполнение элемента
акробатики
21
Упражнения на
формирования правильной
осанки. Кувырок назад
1
Выполнение упражнений на
сохранение правильного
положения тела в движении и
стоя на месте
22
Дыхательные упражнения.
«Полушпагат», руки в
стороны
1
Выполнение дыхательных
упражнений при выполнении
упражнений различной
интенсивности.
Выполнение «полушпагата»,
руки в стороны
Совмещают движения палки
с движениями туловища, ног.
Выполняют 4-6 упражнений с
гимнастической палкой.
Выполняют кувырок вперёд
(по состоянию здоровья, по
возможности)
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Сохраняют
правильное положение тела
по инструкции и по показу
учителя.
Выполняют кувырок назад
(по состоянию здоровья, по
возможности)
Выполняют дыхательные
упражнения: полное
углубленное дыхание с
различными движениями
рук, дозированное дыхание в
ходьбе с движениями рук в
различных направлениях по
инструкции и по показу
учителя. Выполняют
«полушпагат»
Совмещают движения палки
с движениями туловища, ног.
Выполняют 4-6 упражнений с
гимнастической палкой.
Выполняют кувырок вперёд
(по состоянию здоровья, по
возможности)
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Сохраняют
правильное положение тела.
Выполняют кувырок назад
(по состоянию здоровья, по
возможности)
Выполняют дыхательные
упражнения: полное
углубленное дыхание с
различными движениями
рук, дозированное дыхание в
ходьбе с движениями рук в
различных направлениях.
Выполняют «полушпагат»
15
23
Упражнения в
расслаблении мышц. Мост
из положения лежа на
спине.
1
Выполнение упражнений на
расслабление мышц, простых
элементов самомассажа.
Выполнение упражнения мост
из положения лёжа на спине
24
Переноска груза и передача
предметов.Стойка на
лопатках.
1
Выполнение передачи
набивного мяча (3 кг) в
колонне справа/слева,
передача нескольких
предметов в кругу.
Выполнение стойки на
лопатках
25
Разновидности равновесий
(на бревне).
Акробатическая
комбинация
1
Демонстрирование элементов
акробатики.
Сохранение равновесия на
ограниченной поверхности
26
Упражнения с обручем.
Акробатическая
комбинация
1
Выполнение упражнений в
пролезании сквозь ряд
обручей, катании, пролезании
в катящийся обруч,
набрасывании и снимании со
стойки, вращении в движении
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Рационально
меняют напряжение/
расслабление мышц меньшее
количество раз.
Выполняют мост из
положения лёжа на спине (по
возможности)
Выполняют передачу
набивного мяча (3 кг) в
колонне справа/слева,
передача нескольких
предметов в кругу.
Выполняют стойку на
лопатках перекатом назад из
упора присев
Выполняют упражнения на
равновесие.
Выполняют элементы
акробатики по возможности,
состоянию здоровья
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
упражнения с обручем и
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Рационально
меняют напряжение/
расслабление мышц.
Выполняют мост из
положения лёжа на спине (по
возможности)
Выполняют передачу
набивного мяча (3 кг) в
колонне справа/слева,
передача нескольких
предметов в кругу.
Выполняют стойку на
лопатках перекатом назад из
упора присев
Выполняют упражнения на
равновесие.
Выполняют элементы
акробатики по возможности,
состоянию здоровья
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
упражнения с обручем и
16
при ходьбе, ходьбе внутри
обруча, прыжках внутрь,
влево, вправо, вперед и назад с
продвижением вперед.
Выполнение акробатической
комбинации
Выполнение упражнений со
сложенной скакалкой в
различных исходных
положениях, прыжки через
скакалку на двух и одной ноге.
Выполнение наскока в упор,
стоя на коленях, переход в
упор присев, соскок
Выполнение бросков и ловли,
передвижение с мячом в
руках, выполнение опорного
прыжка через козла
27
Упражнения со скакалкой
Опорный прыжок
1
28
Упражнения с набивными
мячами. Опорный прыжок
1
29
Упражнения с
сопротивлением.
Разновидности прыжков,
ходьбы, поворотов,
пробежек на скамейке
1
Выполнение упражнений с
элементами единоборств,
сохранение равновесия при
движении по бревну
30
Выполнение несложных
комбинаций на скамейке
1
Составление и выполнение
комбинации на скамейке
акробатическую
акробатическую
комбинацию по возможности комбинацию по возможности
и состоянию здоровья
и состоянию здоровья
Выполняют мост, комплекс
упражнений со скакалкой с
помощью педагога.
Выполняют наскок в упор,
стоя на коленях, переход в
упор присев, соскок
Выполняют мост, комплекс
упражнений со скакалкой.
Выполняют наскок в упор,
стоя на коленях, переход в
упор присев, соскок
Выполняют переноску,
передачу мяча сидя, лежа в
различных направлениях (
весом 1-2 кг). Выполняют
прыжок в упор, стоя на
коленях
Выполняют повороты с
различными движениями
рук, с хлопками под ногой,
повороты на носках,
комплекс упражнений с
сопротивлением меньшее
количество раз
Выполняют упражнения на
равновесие с помощью
педагога
Выполняют переноску,
передачу мяча сидя, лежа в
различных направлениях (
весом 2-3 кг). Выполняют
прыжок в упор, стоя на
коленях
Выполняют повороты с
различными движениями
рук, с хлопками под ногой,
повороты на носках, прыжки
с продвижением вперед ( на
полу), комплекс упражнений
с сопротивлением
Выполняют упражнения на
равновесие
17
31
Преодоление полосы
препятствий
1
32
Лазанье различными
способами
1
33
Одновременный
бесшажный ход
1
34
Одновременный
одношажный и
двухшажный ход
1
Преодоление полосы
препятствий: канат,
гимнастическая стенка,
конь(козел), бревно
Преодолевают препятствия с
перелезанием через них,
подлезанием под ними ( 2-3
препятствий) с помощью
педагога
Выполнение лазания
Выполняют ходьбу в
различными способами
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
лазание различными
способами по возможности
Лыжная подготовка – 16 часов
Инструктаж о правилах
Слушают инструктаж,
поведения и значение занятий отвечают на вопросы
лыжным спортом для
учителя с опорой на
трудовой деятельности
визуальный план.
человека. Выполнение
Выполняют строевые
строевых команд и приемов.
действия с лыжами.
Передвижение по учебному
Передвигаются по учебному
кругу попеременным
кругу попеременным
двухшажным ходом.
двухшажным ходом.
Ознакомление с техникой
Осваивают технику
передвижения одновременным передвижения
бесшажным ходом
одновременного бесшажного
хода
Беседа о значение занятий
Обосновывают значимость
лыжным спортом для
лыжной подготовки как
трудовой деятельности
способа формирования
человека.
прикладных умений и
Преодолевают препятствия с
перелезанием через них,
подлезанием под ними
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют
лазанье различными
способами
Слушают инструктаж,
участвуют в беседе, отвечают
на вопросы учителя.
Выполняют строевые
действия с лыжами.
Передвигаются по учебному
кругу попеременным
двухшажным ходом.
Выполняют передвижение
одновременным бесшажным
ходом
Обосновывают значимость
лыжной подготовки как
способа формирования
прикладных умений и навыков
18
35
Одновременный
одношажный и
двухшажный ход
1
36
Лыжные эстафеты по кругу
300-400 м
1
37
Лыжные эстафеты по кругу
300-400 м
1
38
Прохождение на лыжах
дистанции до 2 км
девушки, до 2,5 км юноши
Поворот на месте махом
назад к наружи
1
Прохождение отрезков
до100 м
1
39
40
1
Передвижение по учебному
кругу попеременным
двухшажным и
одновременным бесшажным
ходом
Выполнение лыжных эстафет
по кругу.
Выполнение подъема по
склону изученными
способами
Преодоление дистанции на
лыжах изученными способами
передвижения
Выполнение поворота на
месте махом назад к наружи
на лыжах.
Передвижение до 2 км
Прохождение на лыжах
отрезок на скорость.
Выполнение подъема по
склону и спуск изученными
способами на лыжах
навыков в трудовой
деятельности человека (при
необходимости, с помощью
учителя, по наводящим
вопросам). Осваивают
технику передвижения
попеременным двухшажным
и одновременным
бесшажным ходом
Передвигаются по кругу 100150 м (девочки-1 раз,
мальчики- 2 раза).
Осваивают изученные
способы подъема по склону
на лыжах
Передвигаются на лыжах до
1 км(девочки), до 1,5 км
(мальчики)
Выполняют поворот на месте
махом назад к наружи на
лыжах. Передвигаются на
лыжах попеременным
двухшажным ходом меньшее
расстояние
Проходят на скорость
отрезок на время до 100 м 23 раза. Осваивают изученные
способы подъема по склону
на лыжах
в трудовой деятельности
человека.
Совершенствуют
попеременный двухшажный и
одновременным бесшажный
ход
Участвуют в эстафетах на
лыжах. Выполняют подъем по
склону на лыжах
Передвигаются на лыжах до 2
км до 2 км девушки, до 2,5 км
юноши
Выполняют поворот на месте
махом назад к наружи на
лыжах. Передвигаются на
лыжах попеременным
двухшажным ходом
Проходят на скорость отрезок
на время до 100 м 4-5 раз.
Выполняют подъем по склону
на лыжах
19
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Спуск в средней и высокой
стойке со склона, подъем
«лесенкой», «ёлочкой» с
соблюдением техники
безопасности
Спуск в средней и высокой
стойке со склона, подъем
«лесенкой», «ёлочкой» с
соблюдением техники
безопасности
Поворот на параллельных
лыжах при спуске на лыжне
Поворот на параллельных
лыжах при спуске на лыжне
1
Прохождение дистанции 34 км по слабопересеченной
местности
Прохождение дистанции 34 км по
среднепересеченной
местности
Прохождение дистанции 2
км на время
Прохождение дистанции 2
км на время
1
Отбивание мяча то одной,
то другой стороной
ракетки. Удары по мячу
1
1
1
Сохранение равновесия при
спуске со склона в высокой
стойке, демонстрирование
изученной техники подъема.
Преодоление бугров и впадин
на лыжах
Выполняют подъем
ступающим шагом,
«ёлочкой», спуск с в высокой
стойке. Осваивают технику
преодоления бугров и впадин
на лыжах ( по возможности)
Выполняют подъем
«лесенкой», «ёлочкой», спуск
в средней и высокой стойке.
Преодолевают бугры и
впадины на лыжах
Выполнение лыжных эстафет
по кругу.
Выполнение поворота на
лыжах.
Передвигаются по кругу 100150 м (девочки-1 раз,
мальчики- 2 раза).
Выполняют повороты
переступанием на месте
Проходят на лыжах
дистанцию 1-3 км по
среднепересеченной
местности
Участвуют в эстафетах на
лыжах. Выполняют повороты
переступанием в движении
Проходят дистанцию без
учета времени 1-2 км.
Проходят дистанцию 2 км на
время.
Прохождение дистанции 3-4
км по слабопересеченной
местности
1
1
Прохождение дистанции на
лыжах за урок.
Проходят на лыжах
дистанцию 3-4 км по
среднепересеченной
местности
1
1
Спортивные игры- 8 часов
Жонглирование теннисным
Выполняют ходьбу в
мячом, выполнение отбивания колонне по одному.
мяча стороной ракетки,
Выполняют комплекс
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
20
50
ракеткой на высоту 40-60
см – стоя и в движении
вперед шагом с
перемещением в сторону.
Удар толчком справа, слева
Совершенствование ранее
изученной техники стойки
теннисиста, короткой и
длинной подачи мяча
передвижение, выполнение
ударов со стандартных
положений
1
Выполнение стойки
теннисиста и подачи мяча.
Одиночная игра
51
Техника отбивания мяча
над столом, за ним и
дальше от него.
Упрощенные правила игры
1
Выполнение отбивания мяча
ракеткой.
Одиночная игра
52
Парная учебная игра в
настольный теннис
1
Учебная игра в настольный
теннис
общеразвивающих
упражнений.
Дифференцируют
разновидности ударов с
помощью учителя
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
ходьбу в колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
подачу и прием теннисного
мяча. Играют в одиночную
учебную игру
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Осваивают
отбивание мяча.
Играют в одиночную
учебную игру
упражнений.
Дифференцируют
разновидности ударов
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Демонстрируют
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений.
Дифференцируют
разновидности подач. Играют
в одиночную учебную игру
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют
отбивание мяча.
Играют в одиночную учебную
игру
21
53
Верхняя прямая подача
1
54
Прямой нападающий удар
через сетку с шагом.
Блокирование нападающих
ударов
Передача мяча в зонах
1
1
Выполнение прыжков вверх
на месте, у сетки.
Выполнение передачи мяча в
6,3,4; 5,3,4 зонах
56
Переход по площадке после
потери мяча. Учебная игра
в волейбол
1
57
Бег на 60 м
1
Знание правил перехода по
площадке. Выполнение
игровых действий, соблюдая
правила игры
Легкая атлетика – 12 часов
Выполнение специальных
Выполняют специальные
беговых упражнений.
беговые упражнения.
Выполнение бега с различного Выполняют бег с различного
старта на 60 м.
старта на 60 м. Выполняют
Выполнение прыжков со
прыжки на одной ноге, со
скакалкой на одной ноге
55
Выполнение упражнений с
набивными мячами.
Выполнение верхней прямой
подачи
Выполнение прямого
нападающего удара через
сетку, блокирование
упражнений.
Демонстрируют элементы
техники приема мяча после
подачи.
Играют в одиночную
учебную игру
Выполняют упражнения с
набивными мячами.
Выполняют нижнюю подачу
элементы технике в парной
игре.
Выполняют упражнения с
набивными мячами.
Выполняют верхнюю прямую
подачу
После показа учителя
После показа учителя
выполняют нападающий
выполняют нападающий удар.
удар, блокируют мяч с
Выполняют блокирование
помощью учителя
нападающих ударов
Прыгают вверх с места и с
Прыгают вверх с места и с
шага, у сетки (2-3 серии по 3- шага, у сетки (3-6 серий по 55 раз).
10 раз).
Передают мяч в 6,3,4; 5,3,4
Передают мяч в 6,3,4; 5,3,4
зонах
зонах
Выполняют переход по
Выполняют переход по
площадке, играют в учебную площадке, играют в учебную
игру с помощью учителя
игру
Выполняют специальные
беговые упражнения.
Выполняют бег с различного
старта на 60 м. Выполняют
прыжки на одной ноге, со
22
58
Бег на средние дистанции
(800 м)
1
59
Специальные упражнения в
длину
1
60
Прыжок в длину с разбега.
Бег на скорость до 60 м
1
61
Эстафетный бег (4 * 100 м)
1
скакалкой на месте (5-10
сек.)
Выполнение специальных
Выполняют специальные
беговых упражнений.
беговые упражнения. Бегут
Выполнение бега на средней
кросс на дистанцию 600 м.
дистанции
Метают несколько мячей в
Выполнение метания
различные цели из
нескольких мячей в различные различных исходных
цели из различных исходных
положений
положений
Выполнение специальных
Выполняют специальные
прыжковых упражнений.
упражнения на прыжки в
Выполнение прыжка в высоту высоту меньшее количество
с разбега способом
раз.
«перешагивание»
Выполняют прыжок в высоту
с разбега способом
«перешагивание»
Выполнение упражнений в
Выполняют ходьбу в
подборе разбега для прыжков колонне по одному.
в длину.
Выполняют комплекс
Ускорение на отрезке 60 м
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
прыжки в длину с
небольшого разбега меньшее
количество раз. Выполняют
бег на скорость 60 м с
низкого старта 2 раза
Выполнение специальных
Выполняют ходьбу в
беговых упражнений.
колонне по одному.
Выполняют комплекс
скакалкой на месте (10-15
сек.)
Выполняют специальные
беговые упражнения. Бегут
кросс на дистанцию 800 м.
Метают несколько мячей в
различные цели из различных
исходных положений
Выполняют специальные
упражнения на прыжки в
высоту. Выполняют прыжок в
высоту с разбега способом
«перешагивание»
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют
прыжки в длину с разбега.
Выполняют бег на скорость 60
м с низкого старта 4- раза
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
23
Демонстрирование техники
передачи эстафетной
палочки.
Выполнение эстафетного бега
62
Метание теннисного мяча
на дальность с полного
разбега по коридору 10 м.
1
Метание мяча с полного
разбега на дальность по
коридору 10 м. Распределение
своих сил по дистанции,
увеличивая и уменьшая
скорость бега
63
Прыжок в высоту с разбега
способом «перешагивание»
1
64
Прыжок в длину с места
1
Выполнение специальных
прыжковых упражнений на
прыжки в высоту.
Демонстрирование техники
выполнения прыжка в высоту
с разбега способом
«перешагивание»
Выполнение специальных
прыжковых упражнений на
прыжки в длину.
Демонстрирование техники
прыжка с места: сильно
отталкиваясь и мягко
приземляясь
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
специальные беговые
упражнения.
Выполняют эстафетный бег с
этапами до 80 м
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
метание малого мяча на
дальность с места (коридор
10 м).
Бегут кросс на дистанции 2
км
Выполняют специальные
прыжковые упражнения на
прыжки в высоту.
Выполняют прыжок в высоту
с разбега способом
«перешагивание» меньшее
количество раз
Выполняют специальные
прыжковые упражнения на
прыжки в длину. Выполняют
прыжок в длину с места
меньшее количество раз
упражнений. Выполняют
специальные беговые
упражнения.
Пробегают эстафету (4 * 100
м)
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют
метание малого мяча на
дальность с полного разбега
(коридор 10 м).
Бегут кросс на дистанции 2,5
км
Выполняют специальные
прыжковые упражнения на
прыжки в высоту. Выполняют
прыжок в высоту с разбега
способом «перешагивание»
Выполняют специальные
прыжковые упражнения на
прыжки в длину. Выполняют
прыжок в длину с места
24
65
1
Выполнение бега на 100 м.
Метания набивного мяча,
согласовывая движения рук и
туловища.
Выполнение прыжка в длину
(с разбега согнув ноги)
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполняют
бег на 100 м-1 раз. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений (весом
1-2 кг).
Выполняют прыжок в длину
(с разбега согнув ноги)
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют бег
на 100 м-1 раз. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений (весом
2-3 кг).
Выполняют прыжок в длину (с
разбега согнув ноги) на
основе подбора
индивидуального разбега
67
Метание набивного мяча (3
кг) двумя руками из
положения стоя снизу
вперед-вверх, снизу через
голову назад, от груди, стоя
и сидя по одному и
партнеру
Метание набивного мяча (3
кг) двумя руками из
положения стоя снизу
вперед-вверх, снизу через
голову назад, от груди, стоя
и сидя по одному и
партнеру
Медленный бег 10-12 мин
1
68
Медленный бег 10-12 мин
1
Выполнение прыжка в длину с
разбега (согнув ноги) –
девочки.
Выполнение прыжка тройного
прыжка-юноши.
Демонстрирование техники
высокого старта, стартового
разгона и плавного перехода в
спокойный бег.
Медленный бег 10-12 мин
Выполняют ходьбу в
колонне по одному.
Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений. Выполнение
прыжка. Выполняют прыжок
в длину (с разбега согнув
ноги), выполняют тройной
прыжок (юноши). Начинают
бег с различного старта на
100м – 1 раз. Выполняют
медленный бег 10 мин
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют
прыжок в длину (с разбега
согнув ноги) на основе
подбора индивидуального
разбега, выполняют тройной
прыжок (юноши). Начинают
бег с различного старта на
100м- 2 раза. Выполняют
медленный бег 12 мин
66
25