Приложение №11.2 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Кайгородова Н.П.
Протокол №1
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
от «18» августа2025 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«История Отечества»
(для 9 класса)
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................... 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ......................................................................................... 5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................. 7
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............ Ошибка! Закладка не определена.
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 9
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
− формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
− развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности;
− развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
− формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
− формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
− формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
− усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
− формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
− формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми
в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
− воспитание гражданственности и толерантности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− овладение представлениями об историческом пути России с начала XX по XXI век;
3
− формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное
время;
− знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
− усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
− выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе. Программа
«История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с начала XX по
XXI век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает
проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков.
Основными организационными формами работы на уроках истории являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При
проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов,
необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного
материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы,
нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником
проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы,
таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в
учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты,
что способствует развитию воображения, умению элементарно разбирать изучаемые
события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную
опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного подхода
и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом
уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их
объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За
счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и
пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом
является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать
полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Проектная
деятельность: обеспечивает
активную
учебно-познавательную
деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей.
Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие
познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование
умения излагать свою точку зрения.
5
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
Контрольные
работы
1.
2.
3.
Россия в 1917-1921 годах
СССР в 20-е - 30-е годы XX века
СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
Советский Союз в 1945 - 1991 годах
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015
годах
Современная Россия
ИТОГО
11
8
13
1
1
1
16
11
2
1
9
68
1
7
4.
5.
6.
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как гражданина России;
− формирование чувства гордости за свою Родину, через изучение ратных подвигов
защитников Отечества;
− осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
− способность осмысления основных общественно-политических событий,
происходящих в Российской Федерации и в мире;
− готовность и способность к саморазвитию;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств через освоение
историко-художественного наследия народов России;
− формирование бережного отношения к историческим памятникам, материальным и
духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их значение;
− знать изображения символики РФ;
− иметь представление о территории России и её границах;
− уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, таблицах,
исторических картах;
− знать некоторые точные исторические даты;
− различать точные и приблизительные исторические даты;
− уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
− устанавливать последовательность исторических событий;
− знать имена основных исторических деятелей;
− уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее
составленному плану;
− уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
− знать традиции и обычаи предков;
− знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с событиями в
истории России.
Достаточный уровень:
− знать определения основных терминов и понятия;
− знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий;
− соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий;
− иметь представление о территории России, её границах и об их изменениях;
− знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины, участников,
результатов, значения;
− давать характеристику историческим личностям, рассказывать об исторических
событиях, делать выводы об их значении;
− знать места совершения основных исторических событий;
7
− знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
− иметь представление о культурном пространстве России XIX века;
− «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
− сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
− проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
− выполнять задания без текущего контроля учителя;
− устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими
событиями и явлениями;
− высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков;
− проводить поиск информации при составлении описания исторических и
культурных памятников на территории современной России;
− объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России;
− оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и картой;
− иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных традициях
родного края;
− использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения
событий и явлений современной жизни.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
− устанавливает хронологию событий;
− самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
− допускает единичные ошибки и сам исправляет
− правильно устанавливает причинно-следственные связи;
− умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических
событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
8
− самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
− допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки);
− преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− частично понимает материал;
− излагает материал недостаточно полно и последовательно;
− допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (3-4 ошибки);
− затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
− нуждается в постоянной помощи учителя;
− смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
− действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.
9
10