Приложение 11.1 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«История Отечества»
(для 8 класса)
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
II.
III.
IV.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................. 3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................................... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................................. 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .......... Ошибка! Закладка не определена.
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа
определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
− формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
− развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
− формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
− формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
− формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
− усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
− формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
− формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
− воспитание гражданственности и толерантности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе
определяет следующие задачи:
− овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век;
3
− формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное
время;
− знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
− усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
− выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа
«История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по
XX век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических
нарушений.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает
проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков.
Основными организационными формами работы на уроках истории являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При
проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов,
необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного
материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы,
нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником
проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы,
таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в
учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты,
что способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые
события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную
опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного подхода
и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом
уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их
объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За
счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и
пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом
является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать
полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей.
Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие
познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование
умения излагать свою точку зрения.
5
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
3
31
16
1.
2.
3.
Россия в конце XVII века
Россия в XVIII веке
Россия в первой половине XIX века
4.
Россия во второй половине XIX - начале XX
века
Россия в 1917 году
5.
Итого
Контрольные
работы
2
2
16
2
2
1
68
7
6
III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с
использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности
обучающихся;
− формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к
источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
− умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
− формирование чувства уважения к национальным святыням и символам;
− знание государственных праздников, Дней воинской славы России;
− знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание
особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения,
достижений страны в области литературы, искусства, науки;
− формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору);
− уметь пользоваться «Лентой времени»;
− устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий
с помощью учителя;
− знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
− устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
− описывать объекты, события, исторические героев с опорой на наглядность, по
наводящим вопросам учителя;
− находить, показывать на исторической карте территории, границы, основные
изучаемые объекты, события под контролем учителя;
− находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов;
− узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу;
− осуществлять поиск информации в доступном источнике.
Достаточный уровень:
− - определять хронологические рамки ключевых процессов,
− знать основные исторические даты истории России;
− соотносить дату с событием и личностью;
− знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их
причины, участников, результаты и значение;
7
− уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы;
− знать места совершения основных исторических событий;
− знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
− составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный, текстовый
материал;
− понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с опорой
на ее «легенду»;
− объяснять значение основных терминов, понятий;
− соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности
исторических событий;
− сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
− осуществлять поиск информации в доступных источниках;
− раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и
явлениями;
− участвовать в беседе по содержанию, изученных тем;
− выполнять доступные задания без текущего контроля учителя.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения,
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
− устанавливает хронологию событий;
− самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
− допускает единичные ошибки и сам исправляет
− правильно устанавливает причинно-следственные связи;
− умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических
событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
− самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
− допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки);
8
− преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− частично понимает материал;
− излагает материал недостаточно полно и последовательно;
− допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (3-4 ошибки);
− затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
− нуждается в постоянной помощи учителя;
− смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
− действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.
9
10