Приложение №10 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор
___________________
____________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
5 класс
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ............................................................................................. 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............... Ошибка! Закладка не определена.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 5 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы
социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
− развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
− воспитание положительного отношения к домашнему труду;
− развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
− формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
− формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
− коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
− развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе
определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представлениях о разных группах продуктов питания;
отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности при
приготовлении пищи;
− формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода
за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов
питания;
− формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью
рта, волосами, кожей рук и т.д.;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных
местах.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 5 классе носит основы теоретических
знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими
учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 5 классе осуществляется по принципу усложнения и
увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у
обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На первом году обучения программа
направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в
семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений
торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на обучение
соблюдению санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа
жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют
разделы, направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так и в
общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи
воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости;
элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к
продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания,
внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о
поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для
закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования
новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках
предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в
парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому
ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода
за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов:
пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к
изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков
сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию
эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы, тесты
1
Вводный урок
1
1
2
Личная гигиена и здоровье
9
1
3
Охрана здоровья
4
4
Жилище
12
1
5
Одежда и обувь
8
1
6
Питание
22
1
7
Транспорт
5
8
Средства связи
3
9
Семья
3
10
Итоговое занятие
1
1
Итого:
68
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
− овладение элементарными социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
− владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
− формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о разных группах продуктов питания;
− знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимать их значения для здорового образа жизни человека;
− иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
− знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
− соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
− знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого;
− знать и соблюдать правила поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− знать способы хранения и переработки продуктов питания;
− составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;
− соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук
и т.д.;
− соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;
−
−
−
−
− иметь представления о морально-этических нормах поведения.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по
учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но
допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание
учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью,
монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим
вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.