Приложение №9.2 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д
от 18.08.2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«География»
9 класс
Храмцово
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ........................................................................... 8
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание»
и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе определяет следующие задачи:
− познакомить с культурой и бытом разных народов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
3
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
− формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту
как части России;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и
обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической, экономической
и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа
изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать
о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном
регионе. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических
чувств.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1
6
3
3
12
Контрольные работы
1.
2.
3.
4
5
Введение. Политическая карта Евразии
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
6.
Центральная Азия
5
1
7.
8
9
10
11
12
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия (повторение)
Свой край
7
2
5
3
6
15
68
1
Итого
1
1
1
1
1
7
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− умение нести личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости;
− умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
− сформированность ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
− владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
− осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
− проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
− владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по
карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
− выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
− сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
− использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
6
− ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
− нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
− применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
− называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность
в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи
учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
7
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
1.
Политическая
карта Евразии
1ч.
2.
3.
Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
2ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Введение. Государства Евразии - 1 час
Закрепление и систематизация знаний На политической карте Евразии
обучающихся о Евразии как самом
знакомятся с разнообразием
большом и густонаселенном материке стран, расположенных на матеземного шара, его географическом по- рике. Показывают границу
ложении, хозяйстве и населении.
между Европой и Азией, выдеСовершенствование навыков работы с ленной заранее учителем. Покагеографическими картами.
зывают крупнейшие государФормирование представлений обуча- ства Евразии, используя поющихся о разнообразии стран, распомощь учителя
ложенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся о
географическом положении, хозяйстве
и населении России
Западная Европа – 6 часов
Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением
Великобритании.
Закрепление знаний школьников о
зависимости климата от географического положения объекта
Показывают на карте Великобританию, используя помощь
учителя. Называют формы поверхности по опорным словам.
Составляют рассказ о Лондоне,
используя предложенные учителем предложения. Отмечают
на контурной карте Великобританию и ее столицу, с помощью
Достаточный уровень
На карте показывают Евразию. По
политической карте перечисляют
крупнейшие государства Европы и
Азии. По физической карте показывают условную границу между
Европой и Азией. Называют регионы Европы и Азии, записывают
их в тетрадь
Описывают географическое положение Великобритании. Называют
и показывают на карте формы поверхности страны. Рассказывают о
климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и растительного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и быте народов Великобрита8
4.
5.
Франция (Французская Республика)
2ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением,
культурой и достопримечательностями
Франции. Формирование интереса к
изучаемому предмету
6.
Германия (Федеративная Республика Германии)
1ч.
7.
Австрия
(Австрийская
Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением.
культурой и достопримечательностями
Германии. Формирование интереса к
изучаемому предмету
Знакомство с положением на карте,
природно-климатическими особенностями, высокоразвитой экономикой и
с/х Австрии и Швейцарии.
Формирование представлений об экономике стран Западной Европы. Показ
причинно-следственной зависимости
между географическим положением,
климатом, природой и развитием меж-
нии. Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Показывают на карте Францию, Показывают на карте Францию,
ее столицу, используя помощь
столицу и крупные города. Отмеучителя. Составляют рассказ о
чают их на карте. Называют форПариже по предложенным учи- мы поверхности страны, полезные
телем предложениям. Отмечают ископаемы. Сравнивают климат
в контурной карте страну и ее
Франции и Великобритании. Состолицу, заранее выделенные
ставляют рассказ о культуре, быте,
учителем
традициях французского народа.
Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь
на текст в учебнике
Показывают на политической
Показывают на политической каркарте Германию и ее столицу,
те Германию и ее столицу. Опреиспользуя помощь учителя. От- деляют по физической карте формечают их в контурной карте.
мы поверхности. Отмечают в конПо иллюстрациям рассказыватурной карте географические объют, чем занимаются жители
екты, предложенные учителем.
государства
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической
Показывают на карте изучаемые
карте изучаемые государства,
государства, их столицы, отмечаиспользуя помощь учителя. От- ют на контурной карте. Опредемечают их в контурной карте.
ляют по физической карте формы
По иллюстрациям рассказываповерхности. Рассказывают о
ют, чем занимаются жители
главных особенностях природы,
государства
экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют
рассказ о главных достопримеча9
8.
Испания
(Королевство
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)
1ч.
9.
Италия
(Итальянская
Республика)
1ч.
10. Греция (Греческая
Республика)
1ч.
дународного туризма в государствах
Западной Европы
Южная Европа - 3 часа
тельностях одной из стран
Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы.
Сравнение природных условий стран
Южной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством, изучаемых стран. Закрепление знаний о великих географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и
Магеллана
Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы.
Сравнение природных условий стран
Южной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством Италии
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о любом
крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностях природы,
экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют
рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают на карте Италию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ о
Риме по предложенным учителем предложениям. Отмечают в
контурной карте страну и ее
столицу, заранее выделенные
учителем
Показывают на карте Грецию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ об
Афинах по предложенным учителем предложениям. Отмечают
в контурной карте страну и ее
столицу, заранее выделенные
Показывают на политической карте Италию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Грецию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленно-
Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы.
Сравнение природных условий стран
Южной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством Греции
10
учителем
Северная Европа - 3 часа
11. Норвегия (Королевство Норвегия)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте
Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
12. Швеция
(Королевство Швеция)
1ч.
Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
13. Финляндия (Финляндская Республика)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Швеции. Формирование навыков показа географических
объектов на настенной карте. Формирование бережного отношения к
окружающей среде на примере решения экологических проблем в Швеции
Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Финляндии. Традиции населения Северной Европы.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
сти и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Норвегию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Швецию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Финляндию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
11
Восточная Европа – 12 часов
14. Польша
(Республика
Польша)
1ч.
15. Чехия
(Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)
1ч.
16. Венгрия (Венгерская Республика)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Польши.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран.
Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Чехии и
Словакии.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Продолжение формирования представления обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Венгрии.
Развитие и совершенствование навыков обучающихся при работе с
настенной картой и картами приложе-
Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте Польшу и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые Рассказывают о географическом
страны, используя помощь учи- положении изучаемых стран, что
теля. Называют формы поверх- влияет на климат этой страны, каности по опорным словам. Сокие отрасли промышленности осоставляют рассказ о любом
бенно развиты. Составляют раскрупном городе этих госусказ о достопримечательностях
дарств, используя предложенодного из государств
ные учителем предложения
Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
Показывают на политической карте Венгрию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
12
17. Румыния (Республика Румыния). Болгария
(Республика Болгария)
1ч.
18. Сербия и Черногория
1ч.
19. Эстония (Эстонская Республика)
1ч.
20. Латвия (Латвийская Республика)
1ч.
ния к учебнику
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран.
Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Румынии
и Болгарии.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений о государствах Восточной Европы – Сербии
и Черногории. Развитие и совершенствование навыков обучающихся при
работе с настенной картой и картами
приложения к учебнику
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о любом
крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения
Называют изучаемые государства и их столицы. Отмечают в
контурной карте, используя помощь учителя. Записывают в
тетрадь отрасли сельского хозяйства и промышленности,
опираясь на текст учебника и
используя помощь учителя
Формирование представлений обучаю- Показывают на политической
щихся о государствах Восточной Евро- карте Эстонию и ее столицу,
пы. Знакомство с государствами Балиспользуя помощь учителя. Оттии. Сравнение занятий населения при- мечают их в контурной карте.
балтийских государств, отрасли проПо иллюстрациям рассказывамышленности и сельского хозяйства
ют, чем занимаются жители
государства
Формирование представлений обучаю- Показывают на политической
щихся о государствах Восточной Евро- карте Латвию и ее столицу, ис-
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностях природы,
экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют
рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностяхт природы,
экономики и хозяйственной деятельности населения
Показывают на политической карте Эстонию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Латвию и ее столицу. Опреде13
21. Литва (Литовская
Республика)
1ч.
22. Республика Беларусь
1ч.
пы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными
условиями, хозяйством Латвии. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы с географической картой, навыков работы в
контурных картах
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными
условиями, хозяйством Литвы. Сравнение занятий населения прибалтийских
государств, отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы с географической,
контурной картами
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Белоруссии.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
пользуя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
ляют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Литву и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте Литву и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте страну,
столицу и крупные города, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Беловежской
пуще по предложенным учителем предложениям
Показывают на политической карте Республику Беларусь и ее столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
Белоруссии
14
23. Украина
1ч.
24. Молдавия (Республика Молдова)
1ч.
25. Обобщающий
урок «Европейские государства»
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Украины.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Молдавии.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об
изученных государствах Европы.
Сравнение стран Европы по размерам,
природным условиям и национальным
особенностям. Продолжение формирования навыков показа изученных
государств на географических картах,
навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы
по плану, опорным словам и иллю-
Показывают на карте страну,
столицу и крупные города, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте Украину и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
Показывают на политической карте Молдавию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте государства Европы, заранее обозначенные учителем. Называют по
приложению к учебнику характерные особенности стран Европы с опорой на предложения
и иллюстративный материал,
предложенный учителем
Показывают на карте государства
Европы. Дают краткую характеристику стран Европы с опорой на
карты и с помощью учителя
15
страциям
26. Казахстан (Республика Казахстан)
1ч.
27. Узбекистан (Республика Узбекистан)
1ч.
28. Туркменистан
1ч.
Центральная Азия – 5 часов
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ющихся о государствах Центральной
карте Казахстан и его столицу,
Азии.
используя помощь учителя. ОтФормирование системы знаний об ос- мечают их в контурной карте.
новных особенностях ГП страны. Рас- По иллюстрациям рассказывакрытие главных особенностей прироют, чем занимаются жители
ды, экономики, населения и хозяйгосударства
ственной деятельности Казахстана.
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ющихся о государствах Центральной
карте Узбекистан и его столицу,
Азии.
используя помощь учителя. ОтФормирование системы знаний об ос- мечают их в контурной карте.
новных особенностях ГП страны. Рас- По иллюстрациям рассказывакрытие главных особенностей прироют, чем занимаются жители
ды, экономики, населения и хозяйгосударства
ственной деятельности Узбекистана.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ющихся о государствах Центральной
карте Туркменистан и его стоАзии.
лицу, используя помощь учитеФормирование системы знаний об ос- ля. Отмечают их в контурной
новных особенностях ГП страны. Рас- карте. По иллюстрациям раскрытие главных особенностей приросказывают, чем занимаются жиды, экономики, населения и хозяйтели государства
Показывают на политической карте Казахстан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Туркменистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промыш16
29. Киргизия (Кыргызская Республика)
1ч.
30. Таджикистан
(Республика Таджикистан)
1ч.
31. Грузия
1ч.
ственной деятельности Туркмении.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ющихся о государствах Центральной
карте Киргизию и ее столицу,
Азии.
используя помощь учителя. ОтФормирование системы знаний об ос- мечают их в контурной карте.
новных особенностях ГП страны. Рас- По иллюстрациям рассказывакрытие главных особенностей приро- ют, чем занимаются жители
ды, экономики, населения и хозяй- государства
ственной деятельности Киргизии. Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ющихся о государствах Центральной
карте Таджикистан и его столиАзии.
цу, используя помощь учителя.
Формирование системы знаний об ос- Отмечают их в контурной карновных особенностях ГП страны. Рас- те. По иллюстрациям рассказыкрытие главных особенностей приро- вают, чем занимаются жители
ды, экономики, населения и хозяй- государства
ственной деятельности Таджикистана.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков с контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Формирование представлений обучаПоказывают на политической
ленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Киргизию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Таджикистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической кар17
32. Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)
1ч.
33. Армения (Республика Армения)
1ч.
ющихся о государствах Юго-западной
Азии. Формирование представлений о
географическом положении, природных условиях, хозяйстве Грузии, обычаях и традициях грузин. Раскрытие
главных особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной
деятельности
карте Грузию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. Записывают в тетрадь отрасли
сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст
учебника и используя помощь
те Грузию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Азербайджана. Работа над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Знакомство
с положением Армении на политической и физической картах Азии, ее
природными богатствами, древней архитектурой и традициями армянского
народа. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Показывают на политической
карте Азербайджан и его столицу, используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства. Описывают рельеф
страны, используя предложенные учителем предложения
Показывают на политической карте Азербайджан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Армению и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
Показывают на политической карте Армению и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
18
34. Турция (Турецкая
Республика)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Юго-Западной
Азии. Знакомство с положением на
карте, климатом, растительным и животным миром, крупными городами
Турции
На карте показывают Турцию и
ее столицу, используя помощь
учителя. В тетрадь записывают
товары, которые изготавливают
в этой стране. В контурной карте отмечают города-курорты,
заранее выделенные учителем
Показывают на политической карте Турцию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Ирак и его столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
35. Ирак (Республика
Ирак)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Юго-Западной
Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом,
природными условиями, населением и
хозяйством Ирака. Закрепление знания
обучающихся о типичных представителях растительного и животного мира
пустынь, о населении и его традициях.
Показывают на политической
карте Ирак и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
36. Иран (Исламская
Республика Иран)
1ч.
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Закрепление знаний школьников о влиянии
природных условий на занятия населения. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Показывают на политической
карте Иран и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
37. Афганистан (Исламская Респуб-
1ч.
Продолжение формирования представлений обучающихся о государ-
По иллюстрациям описывают Показывают на политической каррельеф Афганистана. Отмечают те Афганистан и его столицу.
Показывают на политической карте Иран и его столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
19
лика Афганистан)
ствах Юго-западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Афганистана
на контурной карте страну и ее Определяют по физической карте
столицу, заранее выделенные формы поверхности. Отмечают в
учителем
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Южная Азия – 2 часа
38. Индия (Республика Индия)
1ч.
Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном
государстве Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии
Показывают Индию на карте, с
помощью учителя. Составляют
рассказ о Тадж-Махале, используя предложенные учителем
предложения
39. Индия (Республика Индия)
1ч.
Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном
государстве Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии
Показывают Индию на карте, с
помощью учителя. Составляют
рассказ о Тадж-Махале, используя предложенные учителем
предложения
Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Индии
Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Индии
Восточная Азия – 5 часов
40. Китай (Китайская
1ч.
Формирование представлений обуча-
На карте показывают Китай, Показывают на политической кар20
Народная Республика)
41. Китай (Китайская
Народная Республика)
1ч.
42. Монголия
1ч.
43. Корея (Корейская
НародноДемократическая
1ч.
ющихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство с самым крупным
государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая.
Знакомство с Китаем как с крупным
индустриально-аграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство с самым крупным
государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая.
Знакомство с Китаем, как с крупным
индустриально-аграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство школьников с географическим положением, рельефом,
климатом, природными условиями,
хозяйством и населением Монголии
называют соседей страны с помощью учителя. В тетрадь записывают отрасли промышленности и сельского хозяйства
этой страны, опираясь на текст
учебника
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Сравнение характеристик гео-
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверх-
На карте показывают Китай,
называют соседей страны с помощью учителя. В тетрадь записывают отрасли промышленности и сельского хозяйства
этой страны, опираясь на текст
учебника
Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу,
используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители
государства
те Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях Китая
Показывают на политической карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях Китая
Показывают на политической карте Монголию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Опреде21
Республика и
Республика Корея)
графического положения, хозяйства
КНДР и Республики Корея
44. Япония
1ч.
45. Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
1ч.
ности по опорным словам. Составляют рассказ о любом
крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения
ляют по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностях природы,
экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют
рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают Японию на физи- Показывают на политической карте
ческой карте, используя поЯпонию и ее столицу. Определяют
мощь учителя. Составляют
по физической карте формы попредложения со словами «земверхности. Отмечают в контурной
летрясение» и «тайфун». Отме- карте географические объекты,
чают на контурной карте столи- предложенные учителем. Перецу Японии и крупные города,
числяют отрасли промышленности
выделенные учителем
и сельского хозяйства. Составляют
рассказ о Токио
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство школьников с особенностями географического положения, рельефа, климата Японии. Формирование представлений о Японии,
как высокоразвитой индустриальной
стране. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Юго-Восточная Азия – 3 часа
Формирование представлений обучаНа карте показывают Азию. По
ющихся о государствах Югоиллюстрациям рассказывают,
Восточной Азии. Формирование сикакие формы рельефа преобластемы знаний обучающихся об основ- дают в Азии. Называют изучаеных особенностях ГП изучаемых
мые государства и их столицы.
стран. Раскрытие главных особенноОтмечают в контурной карте,
стей природы, экономики, населения и используя помощь учителя. Захозяйственной деятельности
писывают в тетрадь отрасли
сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст
учебника и используя помощь
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы
поверхности. Рассказывают о
главных особенностях природы,
экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют
рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
22
46. Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору
учителя или другие государства)
1ч.
47. Обобщающий
урок
«Государства Азии»
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах ЮгоВосточной Азии. Формирование системы знаний обучающихся об основных особенностях ГП изучаемых
стран. Раскрытие главных особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об
изученных государствах Азии. Сравнение государств Азии по размерам,
природным условиям и национальным
особенностям. Продолжение формирования навыков показа изученных
государств на географических картах,
навыков составления рассказов об одном из изученных государств Азии по
плану, опорным словам и иллюстрациям
учителя
Показывают на карте страну,
столицу и крупные города, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители государства
Показывают на карте государства Азии, заранее обозначенные учителем. Называют по
приложению к учебнику характерные особенности стран Азии
с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем
Показывают на политической карте страну и ее столицу. Определяют по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте государства
Азии. Дают краткую характеристику стран Азии с опорой на карты и с помощью учителя
Россия (повторение) – 6 часов
48. Границы России
1ч.
Повторение и систематизирование
знаний обучающихся о географическом положении России, морских и
сухопутных границах государства. Совершенствование навыков самостоятельной работы с географическими
картами при составлении описаний
Показывают сухопутные и морские границы нашей страны,
используя помощь учителя.
Называют, заранее выделенные
учителем, пограничные государства
Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит
государственная граница. Определяют по политической карте госу23
географических объектов
дарства, граничащие с Россией
49. Россия (Российская Федерация) –
крупнейшее государство Евразии
1ч.
Повторение и обобщение знаний обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике, населении страны.
Совершенствование навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории
России (с помощью учителя).
Называют (заранее выделенные
учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на
контурной карте. Называют некоторые народы, проживающие
на территории России (до 4
названий). Называют и показывают (заранее обозначенные
учителем на настенной карте)
крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых России
50. Административное деление России
1ч.
Повторение знаний об административном делении РФ. Умение найти и
прочитать на административной карте
некоторые (из 85) субъекты Российской Федерации: края, республики,
автономные округа или области. Про-
Показывают крупнейшие края,
области, республики страны,
заранее выделенные учителем.
Рассказывают о столице нашей
Родины по предложенным учителем предложениям
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые
находятся на территории России.
Называют горы России, показывают на физической карте России.
Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и
газа. Наносят на контурную карту
географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом. Называют и показывают на
карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об
использовании водных ресурсов
по плану. Перечисляют названия
народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места
расселения отдельных народов (с
опорой
на
политикоадминистративную карту)
Перечисляют субъекты федерации. Называют крупнейшие края,
области, республики страны и показывают их на карте. Дают краткую характеристику географического положения столицы и круп24
должение формирования навыков работы обучающихся с адаптированными картами в учебнике географии и
его приложении
51. Столица и крупные города России
1ч.
52. Обобщающий
урок по теме
«Россия»
1ч.
53. Обобщающий
урок по курсу:
«География материков и океанов»
1ч.
Формирование представлений обучающихся о Российской Федерации. Повторение и обобщение знаний
школьников о столице России и крупных городах страны. Совершенствование навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в тетради на печатной основе
Обобщение знаний о родной стране.
Совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся в парах, группах при выполнении различных заданий
Систематизирование и обобщение
сформированных представлений и понятий по всему разделу «География
материков и океанов». Проверка знаний обучающихся названий материков и частей света, океанов, знания
наиболее крупных государств на каждом из материков и географических
особенностях этих стран
нейших городов. Подписывают
названия городов, краев, республик на контурной карте
Показывают столицу и крупные
города на настенной карте с помощью учителя. Рассказывают
о столице и городах нашей Родины по предложенным учителем предложениям
Показывают столицу и крупные
города на настенной карте. Дают
краткую характеристику крупнейших городов по предложенным
учителем предложениям. Подписывают названия городов, краев,
республик на контурной карте
Показывают на карте Россию.
На контурной карте отмечают
границу России и крупнейшие
города с помощью учителя.
Называют, с опорой на карту приложение к учебнику, характерные особенности природных
зон России
Показывают материки и океаны
на настенной карте с помощью
учителя. Подписывают названия материков и океанов в контурной карте
Дают краткую
России
характеристику
Показывают на настенной карте
материки и океаны. По описанию
и иллюстрациям определяют, о
каком материке и океане идет
речь. Наносят названия материков
и океанов в контурной карте
25
54. История возникновения нашего
края.
1ч.
55. Географическое
положение. Границы. Рельеф.
1ч.
56. Климат. Предсказание погоды по
местным признакам. Народные
приметы.
1ч.
Свой край – 15 часов
Продолжение формирования предСоставляют рассказ об истории
ставлений обучающихся о своем крае. возникновения своего края,
Знакомство с основными историчезначимых исторических собыскими событиями, происходящими в
тиях, используя краеведческие
изучаемой местности.
справочники, по предложенным
Формирование представлений о спеучителем предложениям. Запицифике, уникальности, неповторимосывают формы поверхности
сти своего края, необходимости прасвоего края в тетрадь
вильного взаимодействия человека и
окружающей среды.
Формирование представлений обучающихся о географическом положении
своего края на политической и физической карте России
Повторение и закрепление знаний
Показывают на настенной карте
обучающихся о географическом поло- свой край с помощью учителя.
жении своего края на политической и
Составляют рассказ о поверхфизической карте России. Совершенности с помощью опорных слов
ствование навыков самостоятельной
и предложений
работы с настенной картой. Закрепление знаний обучающихся о поверхности своего края
Закрепление знаний обучающихся об
особенностях климатических условий
своего края. Формирование умений
пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного получения необходимой информации
Записывают в тетрадь народные
приметы. Называют местные
признаки природы, по которым
можно предсказать погоду, используя помощь учителя. Зарисовывают в тетради условные
Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых
исторических событиях, используя
краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте России границы своего края. Называют формы рельефа своего края
Дают характеристику географического положения своего края с
помощью учителя. Отмечают на
контурной карте. Составляют рассказ о рельефе своей местности по
предложенному учителем плану
Рассказывают о климатических
условиях своего края. Записывают
в тетрадь народные приметы.
Называют местные признаки природы, по которым можно предсказать погоду. Перечисляют полез26
знаки полезных ископаемых и
подписывают их названия
57. Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана
водоемов
1ч.
58. Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира
1ч.
59. Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира
1ч.
Повторение и закрепление знаний
обучающихся о почвах и полезных ископаемых своего края. Систематизация
знаний об использовании полезных
ископаемых.
Формирование навыков бережного отношения и рационального использования природных богатств. Повторение
и обобщение сведений о водоемах
своей местности, использование и
охрана воды
Формирование представлений обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с уникальными
особенностями растительного мира.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях растительного
мира своего края. Знакомство обучающихся с экологическими проблемами
своего края
По условным знакам, предложенных учителем, называют
полезные ископаемые своего
края. Составляют рассказ о водных ресурсах по опорным словосочетаниям и предложениям
Формирование представлений обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с уникальными
особенностями растительного мира.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях растительного
По рисункам называют растения своего края. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, исполь-
По рисункам называют растения своего края. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя
ные ископаемые своего края, записывают в тетрадь и зарисовывают условные знаки
По геологической карте определяют полезные ископаемые своего
края. Рассказывают об их использовании. По плану составляют
рассказ о водоемах своего края.
Обсуждают возможности хозяйственного использования и охране
водоемов
Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках,
заказниках и национальных парках своего края
Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде
27
мира своего края. Знакомство обучазуя помощь учителя
ющихся с экологическими проблемами
своего края
60. Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники
61. Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
1ч.
Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного
мира. Знакомство с экологическими
проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков рационального использования природных богатств своего края
По рисункам называют животных своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя
1ч.
Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного
мира. Знакомство с экологическими
проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков рационального использования природ-
По рисункам называют животных своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках,
заказниках и национальных парках своего края
Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами.
Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках
своего края
Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами.
Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках
своего края
28
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники
62. Население нашего края (области).
Национальный
состав. Обычаи,
традиции, костюмы, фольклорные
песни и танцы,
национальная
кухня.
ных богатств своего края
1ч.
Систематизация знаний обучающихся
о населении своего края, его основных
занятиях.
Знакомство с уникальными этническими особенностями населения.
Содействие социальной адаптации
обучающихся к жизни в своем крае
63. Промышленность. Ближайшие
промышленные
предприятия, где
могут работать
выпускники школы
1ч.
64. Сельское хозяй-
1ч.
Обобщение сведений обучающихся о
промышленности своего края и ее основных отраслях.
Раскрытие особенностей взаимодействия человека и природы
Формирование знаний об экономическом росте своего края.
Помощь в выборе дальнейшей профессии
Обобщение сведений обучающихся о
Знакомятся с уникальными этническими особенностями
населения. Записывают в тетрадь народы, которые проживают на территории края. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимается население своего края. Составляют рассказ о
культуре, традициях своего края
по предложенным учителем
предложениям
Знакомятся с уникальными этническими особенностями населения. Перечисляют народы, которые проживают на территории
своего края. Составляют рассказ о
культуре, традициях, национальной кухне.
Называют отрасли промышленности своего края и продукцию, которую они выпускают.
Рассказывают об отраслях сельского хозяйства
Называют отрасли тяжелой и
Называют основные отрасли пролегкой промышленности своего мышленности своего края (с покрая с опорой на иллюстративмощью учителя). Называют предный материал – схемы, рисунки. приятия города, в которых могут
Называют, с помощью учителя, работать выпускники
предприятия города, в которых
могут работать выпускники
Называют отраслевой состав
Называют основные отрасли сель29
ство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство.)
65. Транспорт
(наземный, железнодорожный,
авиационный,
речной)
сельском хозяйстве своего края и его
основных отраслях.
Помощь в выборе дальнейшей профессии
растениеводства (полеводство,
ского хозяйства своего края (с
садоводство) и животноводства помощью учителя)
(скотоводство, птицеводство)
своего края с помощью учителя
1ч.
Обобщение сведений обучающихся о
транспорте, грузовых и пассажирских
перевозках. Содействие социальной
адаптации обучающихся к жизни в
своем крае
По иллюстрациям перечисляют
виды транспорта своего края
Называют, какие виды транспорта развиты в своем крае
66. Архитектурноисторические и
культурные памятники нашего
края
1ч.
Составляют рассказ о достопримечательностях своего края
с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем
Знакомятся с архитектурноисторическими и культурными
памятниками, создающими неповторимый облик края, используя
краеведческие справочники. Составляют рассказ о достопримечательностях своего края
67. Наш город (поселок, деревня)
1ч.
Формирование осознанного отношения к памятникам истории и культуры,
окружающей среде.
Закрепление знаний обучающихся о
достопримечательностях своего края.
Знакомство обучающихся с историческими архитектурными памятниками
и памятниками культуры, создающими
неповторимый облик края.
Формирование умения пользоваться
краеведческими справочниками для
самостоятельного получения необходимой информации
Обобщение сведений об окружающем
школьников мире. Совершенствование
навыков взаимодействия обучающихся с окружающими (одноклассниками,
родными и близкими, соседями и т.
п.).
Составляют рассказ о своем городе, по предложенным учителем предложениям. Записывают
предприятия, на которых могут
работать выпускники образовательного учреждения. Выпол-
Составляют рассказ о своем городе. Перечисляют предприятия своего города. Называют достопримечательности. Выполняют контрольное тестирование по всему
курсу «География»
30
68. Обобщающий
урок. Моя малая
Родина
1ч.
Формирование
общечеловеческих
ценностей: любовь к Отечеству, родной земле, людям, труду
Обобщение сведений о географическом положении, истории, климате,
природных условиях, хозяйстве, населении своего края. Совершенствование навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах при
выполнении различных заданий
няют контрольное тестирование, используя помощь учителя
Составляют рассказ о своем
крае по плану, предложенному
учителем с опорой на предложения и иллюстративный материал
Составляют рассказ о городе, в
котором проживают, по плану,
предложенному учителем
31