9.1РП_География_7 класс_УО

Приложение №9.1 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«География»
7 класс

Храмцово
2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................. 3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................................... 4

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................................. 5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...................................................................... 8

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения
в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе,
населении, хозяйстве России;
− знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных
уголков нашей Родины.
− знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
3

II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся
широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством
России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии
своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания
и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине,
раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на
изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика
природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая
культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие
крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии
России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на
федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п
Тема (раздел)
Количество часов
Контрольные
на изучение
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Особенности природы и хозяйства России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Зона степей
Зона пустынь и полупустынь
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Итого

11
2
5
8
18
8
7
4
5
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
4

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
− формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
− формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
− формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
− формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий
рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;
− определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести
себя в природе;
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под
руководством учителя;
− выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с
помощью учителя;
− использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
5

− показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным
миром, природными условиями и занятиями населения;
− выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным
критериям;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки
и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в
описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

6

− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

7

IV.
Тема урока

Программное содержание

Кол-во
часов

№
урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов
1

2

Географическое положение России на
карте мира

1ч.

Европейская и азиатская части России

1ч.

Формирование у обучающихся
представлений географическом
положении РФ на карте мира.
Повторение условных обозначениях морских и сухопутных
границ, государственные символы РФ.
Продолжение
формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и
азиатской частей РФ.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной рабо-

Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя.
Составляют рассказ о географическом
положении
России по плану и опорным
предложениям

Рассказывают, в каком полушарии
и на каком материке расположено
наше государство. Показывают
границу России, обозначают ее на
контурной карте. Называют моря,
по которым проходит государственная граница. Определяют по
политической карте государства,
граничащие с Россией

Показывают (заранее обозначенную
учителем)
условную границу между
Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части
России. Находят на карте
России свой город (с помощью)

Показывают на карте территорию
России. Называют, где проходит
условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой
и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и
Азиатскую части России. Находят
на карте России свой город. Опре8

3

4

5

Административное
деление России

1ч.

Разнообразие рельефа

1ч.

Полезные ископаемые,
их основные месторождения

1ч.

ты при выполнении упражнений в тетради на печатной основе
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории.
Знакомство
с
названиями
наиболее крупных областей Европейской и азиатской части
РФ.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
государственном устройстве РФ
Продолжение знакомства с
формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

деляют, в какой части страны они
живут
Называют нашу страну.
Знакомятся с названиями
наиболее крупных административнотерриториальных
единиц
(области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на
настенной карте (с помощью учителя)
Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану
краткую
характеристику
географического положения объекта, выделенного в
учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту,
используя помощь учителя

Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых,
способах их добычи, рациональном использовании. Формирова-

Называют и показывают
(заранее обозначенные
учителем на настенной
карте) крупнейшие ме-

Находят
на
политикоадминистративной карте РФ края,
области, республики, автономные
округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы
(области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают
на карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые
находятся на территории России.
Описывают географическое положение Восточно-Европейской и
Западно-Сибирской
равнины,
Среднесибирского
плоскогорья.
Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту,
выделенные в тексте жирным
шрифтом географические объекты
Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте круп9

6

Климат России

1ч.

7

Водные ресурсы России, их использование.

1ч.

8

Население России.
Народы России.

1ч.

ние представлений о богатстве сторождения полезных
недр страны
ископаемых России (с
помощью). Составляют
рассказ о бережном отношении к природным
ресурсам по опорным
словам и словосочетаниям
Повторение и закрепление зна- По схеме перечисляют
ний о поясах освещенности, кли- пояса освещенности. По
мате, погоде.
Формирование плану и опорным предпредставлений о климате разных ложениям рассказывают
частей РФ
о климате своей местности.

нейшие месторождения нефти и
газа. Наносят на контурную карту
крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно
относиться к природным ресурсам

Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном
изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер.
Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах
РФ. Продолжить формирование
навыков правильного показа географических объектов на карте.
Закрепление и систематизация
знаний о водоемах своего края
Формирование представлений
обучающихся о России как многонациональном государстве, о

Называют и показывают на карте
реки и озера России, указанные в
учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по
плану. Обсуждают возможности
хозяйственного использования рек

Находят в словаре и зачитывают определение,
что такое водные ресурсы. Называют (заранее
выделенные учителем) и
показывают
крупные
реки и отмечают их на
контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по
предложенным учителем
предложениям
Называют
некоторые
народы, проживающие
на территории России

Называют, какие факторы влияют
на климат, почему на территории
России находится несколько климатических поясов. Рассказывают
о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока

Знакомятся с понятием «плотность
населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на
10

9

10

Промышленностьоснова хозяйства,
отрасли

1ч.
её

Сельское хозяйство, его
отрасли

1ч.

разнообразии народов, их традициях, вероисповедании.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
народном хозяйстве и основных
отраслях народного хозяйства
РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных
предприятиях своего края.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе

(до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на
сюжетные картинки и
иллюстрации
Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой
промышленности
(машиностроение, швейная
промышленность, пищевая промышленность) с
опорой на иллюстративный материал – схемы,
рисунки.
Составляют рассказ о
видах промышленности
по опорным словам и
словосочетаниям.

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и
систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании

Называют
отраслевой
состав растениеводства
(полеводство, садоводство) и животноводства
(скотоводство,
птицеводство) с опорой на иллюстративный материал

таблицу). Показывают на карте
места расселения отдельных народов (с опорой на политикоадминистративную карту)
Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных
материалов учебника. Называют,
какую продукцию выпускают
предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности.
Показывают на карте крупнейшие
промышленные города, заранее
выделенные учителем.
Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя)
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство)
с опорой на иллюстративный материал.
Называют главную зерновую
культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя при11

11

12

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей
России

Размещение природных
зон на территории
России

13 Карта природных
России

зон

1ч.

1ч.

1ч.

Формирование представлений о
транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и
значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование
первоначальных представлений
обучающихся об экономическом
развитии Европейской и азиатской части России

Перечисляют
виды
транспорта.
Называют
транспорт, на котором
перевозят людей и грузы.
Рассказывают
о
транспорте своего города

Природные зоны России – 2 часов
Продолжение формирования
Называть природные зопредставлений обучающихся о
ны России с помощью
многообразии природных услоучителя (схемы, табливий России. Знакомство с назвацы), находить и показыниями природных зон России.
вать
на
картинах/фотографиях разные
природные зоны России
Продолжение формирования
Называют
природные
представлений обучающихся о
зоны, в которых распомногообразии природных услоложена Россия (по карте
вий России. Знакомство с назваприродных зон), показыниями природных зон России и
вают на настенной карте
их географическим положением, (с помощью)

чинно-следственные зависимости
между климатом и развитием
сельского хозяйства.
Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя)
Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя.
Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского
хозяйства европейской и азиатской частей России

Характеризуют особенности климата природных зон России. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте.
Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными
цветами раскрашивают природные
12

14

Положение на карте

1ч.

15

Климат

1ч.

16

Растительный и животный мир

1ч.

картой природных зон России,
условными цветами карты природных зон
Зона арктических пустынь – 5 часов
Формирование первоначальных
Называют общие осопредставлений обучающихся о
бенности зоны арктичезоне арктических пустынь, ее
ских пустынь после объгеографическом положении.
яснения учителя. НазыПродолжение формирования
вают и показывают на
навыков показа географических
настенной карте зону
объектов на карте, навыков рабо- арктических
пустынь.
ты с контурной картой
Перечисляют с опорой
на карту моря Северного
Ледовитого океана, показывают на карте
Продолжение формирования
Описывают
типичную
представлений обучающихся о
зимнюю и летнюю погозоне арктических пустынь. Знаду зоны арктических пукомство с особенностями клима- стынь (с помощью учита и природными явлениями изу- теля)
чаемой природной зоны

зоны в контурной карте

Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание
бережного отношения к растительному и животному миру.

Называют типичных представителей животного и растительного
мира зоны арктических пустынь
(до 4 названий). Устанавливают, с
помощью учителя, причинноследственные зависимости между
внешним видом, строением и образом жизни

Рассматривают
и называют по
иллюстрации растения и
животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном
из представителей фауны
Арктики по предложен-

Показывают природную зону на
настенной карте и отмечают на
контурной карте.
Называют и показывают на карте
острова и моря Северного Ледовитого океана

Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических
пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную
ночь, арктическое лето

13

17

Население и его основные занятия

18

1ч.

1ч.

Северный морской путь

19

Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1ч.

Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся
о занятиях населения в зоне арктических пустынь

Продолжение формирования
представления обучающихся о
зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России

ным учителям предложениям

По иллюстрации рассказывают, чем занимаются
население в зоне арктических пустынь

Показывают на карте северный морской путь
(заранее обозначенный
на карте). По иллюстрации рассказывают, какие
грузы доставляют жителем крайнего севера по
Северному морскому пути
Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений
Показывают на настенобучающихся о тундре.
ной карте зону тундры (с
Знакомство с географическим
помощью). Закрашивают
положением зоны тундры.
данную природную зону
Продолжение формирования
в контурной карте. Пенавыков показа географических
речисляют полезные ис-

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике.
Называют, с помощью учителя,
основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями
хозяйственной деятельности человека
Показывают на карте Северный
морской путь. Рассказывают, для
чего был проложен Северный
морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики

Показывают на карте природную
зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по
плану) и отмечают ее на карте.
Называют, с какими природными
зонами граничит тундра, какие по14

объектов на карте, навыков работы в контурной карте
20

Климат. Водоемы
тундры

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о тундре. Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение
формирования навыков показа
географических объектов на карте, навыков работы с контурной
картой

21

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с основными
представителями растительного
мира изучаемой природной зоны.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны

22

Животный мир тундры

1ч.

копаемые, которые добывают в тундре, используя помощь учителя
Называть типичные особенности климата тундры, указанные в учебнике. Рассказывают о климатических
условиях
тундры по плану и опорным словами (словосочетаниям). Показывают
(заранее
выделенные
учителем) реки, протекающие по тундре

Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий,
называют характерные
особенности
растений
тундры.
По плану и опорным
словами (словосочетаниям) рассказывают об одном из растений тундры
Продолжение формирования
По рисункам называют
представлений обучающихся о
животных зоны тундры.
тундре. Знакомство с основными Составляют рассказ о
представителями животного ми- северном олене, исполь-

лезные ископаемые там добывают

Называют, какой климат характерен для зоны тундры. Сравнивают
зиму и лето своего края с зимой и
летом зоны тундры. Обсуждают
особенности климата тундры на
основании материалов учебника.
Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры,
и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много
болот
Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и
внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья. Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как растения
приспособились к суровым условиям тундры
Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату
тундры. Устанавливают с помощью
учителя,
причинно15

ра изучаемой природной зоны.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны
23

Хозяйство. Население и
его основные занятия

1ч.

24

Города: Мурманск, Нарьян-Мар

1ч.

25

Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с хозяйством, населением тундры.
Воспитание уважительного отношения к жителям коренных
народов Севера
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим
положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство школьников
с крупнейшим городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностя-

зуя предложенные учителем
предложения.
Называют животных зоны тундры (по рисункам
с надписями)
Составляют рассказ о
занятиях
населения
Крайнего Севера, используя помощь учителя.
С помощью иллюстраций называют основные
занятия населения
Показывают на карте
изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на
контурной карте (с помощью)

следственные зависимости между
климатом и внешним видом и образом жизни животных

Показывают на карте
изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на
контурной карте (с помощью)

Находят и показывают на карте
города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о городах по
плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов.
Рассказывают об особенностях

Называют коренные народы (до 3
названий), проживающие в зоне
тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия

Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют
основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Показывают города
на карте и отмечают их на контурной карте

16

26

Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры

1ч.

27

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые

1ч.

28

Климат

1ч.

ми. Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования
Показывают заповеднипредставлений обучающихся о
ки зоны тундры (заранее
тундре. Знакомство с экологиче- выделенные учителем)
скими проблемами Севера. Восна карте России
питание у обучающихся бережного отношения к природе своей
страны
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о
Показывают на карте
зоне лесов как о самой большой
природных зон России
по площади природной зоне Рос- лесную зону. На карте
сии. Знакомство с географическим природных зон называположением, особенностями реют, каким цветом обольефа и полезными ископаемыми значена лесная зона.
изучаемой природной зоны.
Обозначают ее в контурПродолжение формирования
ной карте (с помощью).
навыков показа географических
Составляют рассказ о
объектов на карте, навыков рабо- рельефе лесной зоны из
ты в контурной карте.
предложенных учителем
Воспитание бережного отношения предложений
к природным ресурсам
Формирование представлений о
Называют, в каком поясе
зоне лесов. Знакомство с особен- освещенности располоностями климата лесной зоны
жена лесная зона (с опорой на схему). Называют
основные характеристи-

этих городов. Отмечают их на
контурной карте

Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о
них, опираясь на таблицы, иллюстрации

По плану дают характеристику
географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя).
Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя

Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской
части лесной зоны оказывают
влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают
17

29

Реки, озера, каналы

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне.
Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

30

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)

1ч.

31

Смешанные и лиственные леса

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о растительном
мире лесной зоны. Закрепление
и расширение представлений о
влиянии климата на растительный мир.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны.
Закрепление и расширение представлений о влияние климата на
растительный мир. Повторение и
обобщение знаний обучающихся
о растительности смешанных и

ки погоды в разные вре- климат европейской части лесной
мена года (лето, осень. зоны с азиатской. На контурной
весна, зима)
карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления
ветров с Атлантического, Тихого и
Северного Ледовитого океана
Показывают реки и озёра Называют и показывают реки и
(заранее
выделенные озера, которые расположены в евучителем
на
карте). ропейской и азиатской частях лесНаносят на контурную ной зоны. Наносят на контурную
карту названия рек, озер, карту названия рек, озер, каналов.
каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озеСоставляют рассказ о рах лесной зоны (по плану)
реках и озерах лесной
зоны, по опорным словам, и словосочетаниям
Называют хвойные дере- Показывают хвойные леса на карвья. Описывают одно из те с помощью учителя
хвойных деревьев по
плану. Выписывают в
тетрадь породы деревьев
европейской и азиатской
частей тайги.
Показывают на карте зону лесов
Называют по рисунку Проводят на контурной карте
растения смешанных ле- примерную границу смешанных
сов.
лесов с помощью учителя. СравНазывают
лиственные нивают смешанные (лиственные)
деревья. Описывают од- леса и тайгу по плану. Составляют
18

лиственных лесов.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны

но из лиственных деревьев по плану.
Показывают на карте зону лесов
Называют животных и
птиц лесной зоны (до 5
названий). Узнают на
рисунках животных лесной зоны. Составляют
рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя

рассказ об уссурийской тайге

Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из
учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют
рассказ об одном пушном звере (с помощью
опорных слов)
Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь
учителя

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных
зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об
одном пушном звере по плану

32

Животный мир

1ч.

33

Пушные звери

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к
животному миру своей страны

34

Значение леса

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о
значении леса

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные
зависимости
между климатом и особенностями
животного мира. Составляют рассказ об одном из животных лесной
зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную
книгу

Рассказывают о значении леса в
жизни людей. Готовят схему о
значении леса в жизни человека.
Повторяют правила поведения в
лесу
19

35

Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и сельское
хозяйство Центральной
России

1ч.

36

Города Центральной
России

1ч.

37

Особенности развития
хозяйства СевероЗападной России

1ч.

38

Города Северо-

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России.
Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве
РФ
Формирование представлений
обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.
Расширение и закрепление знаний о столице России.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжить формирование
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
и сельским хозяйством СевероЗападной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном хозяйстве РФ

Формирование представлений

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку
называют товары, выпускаемы промышленными
предприятиями
Центральной России
Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной карте крупные города Центральной
России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве
по предложенным учителем предложениям

Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный
материал.
Рассказывают о промышленности
и сельском хозяйстве Центральной
России по плану
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России.
Составляют рассказ об одном из
городов Центральной России по
плану

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку
называют товары, выпускаемые промышленными
предприятиями
Северо-Западной России

Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя.
Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный
материал. Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Рассказывают о промышленности
и сельском хозяйстве по плану
Находят на настенной Находят на настенной карте и от20

Западной России:
Санкт-Петербург, Архангельск

обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте

39

Города СевероЗападной России: Новгород, Псков, Калининград

1ч.

40

Западная Сибирь

1ч.

карте и отмечают на
контурной карте крупные
города
СевероЗападной России, используя помощь учителя.
Составляют рассказ о
Санкт-Петербурге
по
предложенным учителем
предложениям
Формирование представлений
Отмечают на контурной
обучающихся о крупных горокарте крупные города
дах, расположенных на террито- Северо-Западной России,
рии лесной зоны.
используя помощь учиПродолжение формирования
теля. Составляют рассказ
навыков показа географических
об одном из городов по
объектов на карте, навыков рабо- предложенным учителем
ты в контурной карте
предложениям
Продолжить формирование
Выписывают в тетрадь
представлений обучающихся о
ведущие отрасли пролесной зоне.
мышленности и сельскоЗнакомство школьников с прого хозяйства. Перечисмышленностью Западной Сибиляют по карте полезные
ри.
ископаемые,
которые
Расширение представлений обу- добывают в Западной
чающихся об экономических
Сибири. Находят на каррайонах, народном хозяйстве РФ. те города, которые упоПродолжение формирования
минались в тексте учебнавыков показа географических
ника (с помощью учитеобъектов на карте, навыков рабо- ля)
ты с контурной картой

мечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют
рассказ об одном из городов по
плану

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют
рассказ об одном из городов по
плану
Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя).
Называют полезные ископаемые,
которые добывают в этом регионе.
Показывают на карте крупнейшие
месторождения

21

41

Восточная Сибирь

1ч.

42

Дальний Восток

1ч.

43

Заповедники и заказники лесной зоны

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
Восточной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего
Востока.
Расширение представлений обучающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые,
которые
добывают в Восточной
Сибири.
Находят на карте города,
которые упоминались в
тексте учебника (с помощью учителя)
Находят на физической
карте России Дальний
Восток (с помощью).
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые (с помощью
учителя)

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Расширение представлений обучающихся об охране природы в
лесной зоне.

Составляют рассказ о
правилах поведения в
лесу, используя помощь
учителя. Обозначают на
контурной карте крупнейшие заповедники и

Определяют географическое положение Восточной Сибири по
карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.
Называют ведущие отрасли промышленности

Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют
географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения.
Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства
Устанавливает
причинноследственные зависимости между
деятельностью человека и необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и националь22

44

Обобщающий урок по
лесной зоне

1ч.

45

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Реки

1ч.

46

Растительный мир

1ч.

Воспитание бережного отношенациональные
парки,
ния к природным богатствам
памятники Всемирного
своей страны.
природного наследия
Продолжение формирования
(с помощью учителя)
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Обобщение представлений обуСистематизируют
и
чающихся о лесной зоне России. обобщают знаний по
Воспитание бережного и рациолесной зоне
нального использования природных богатств России.
Формирование умений работать
в малых группах при выполнении заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального Показывают на карте
представления обучающихся о
«Природные зоны Росзоне степей. Знакомство с геосии» зону степей. Покаграфическим положением, рель- зывают месторождения
ефом, полезными ископаемыми и полезных ископаемых и
водоемами степной зоны.
реки степей (с помощью
Продолжение формирования
учителя). Подписывают
навыков работы обучающихся с
их названия в контурной
настенной картой, картами
карте

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство школь-

ные парки, памятники Всемирного
природного наследия с помощью
учителя

Систематизируют и обобщают
знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на физической карте и карте природных зон

Называют основные признаки степей. Дают краткую характеристику географического положения
зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют
климатические условия
степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России» и
обозначают зону степей на контурной карте
По рисунку называют Называют некоторые растения зорастения степной зоны. ны степей.
Выписывают их в тет- С помощью учителя выделяют
23

ников с растительным миром
степной зоны и его особенностями.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны
47

Животный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и
его особенностями.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны

48

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной
зоны и его занятиями.

49

Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с круп-

радь, рассказывают о причинно-следственные зависиморастениях степей по сти между климатом и особенноплану, используя по- стями растительного мира.
мощь учителя
Обсуждают приспособление растений к условиям существования,
формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.
По рисунку называют Называют некоторых животных
животных степей.
зоны степей (до 4) с помощью
Составляют рассказ о учителя, устанавливают причинрастениях степей по но-следственные
зависимости
плану, используя по- между климатом и особенностями
мощь учителя
животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны
степей по плану. Рассказывают,
как животные приспособились к
жизни в степях
По рисунку перечисляют Перечисляют основные занятия
занятия населения степ- населения. Называют отрасли
ной зоны. Составляют промышленности, развитые в зоне
рассказ о сельскохозяй- степей. С помощью учителя, устаственных культурах, ко- навливают
причинноторые выращивают в следственные зависимости между
степной зоне, используя климатом и хозяйственной деяпомощь учителя
тельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях
Находят и показывают Показывают на карте степную зона карте степную и лесо- ну. Перечисляют крупные города
степную зоны (с помо- и отмечают их в контурной карте.
24

50

Города степной зоны:
Самара, Саратов, Волгоград

1ч.

51

Города степной зоны:
Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар

1ч.

52

Охрана природы степной зоны

1ч.

ными городами. Продолжение
щью).
Записывают
формирования навыков работы
названия крупных горообучающихся с настенной картой дов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным
учителем
предложениям
Продолжение формирования
Показывают на настенпредставлений обучающихся о
ной карте крупные горозоне степей. Знакомство с крупда степной зоны, распоными городами. Продолжение
ложенные на Волге
формирования навыков работы
(с помощью). Составляобучающихся с настенной картой ют рассказ об одном из
городов с опорой на план
и иллюстрации
Продолжить формирование
Показывают на настенпредставлений обучающихся о
ной карте крупные горозоне степей. Знакомство с крупда степной зоны (с поными городами. Совершенствомощью) Составляют расвание навыков показа географисказ об одном из городов
ческих объектов на карте, навыпо плану и предложенки работы с контурной картой
ных учителем предложений
Формирование представление
По схеме называют экообучающихся об экологических
логические
проблемы
проблемах в степной зоне и спо- зоны степей.
собах их решения.
На контурной карте отВоспитание бережного отношемечают
заповедники
ния к природным богатствам
степной зоны, используя
своей страны
помощь учителя

Рассказывают о городах степей по
плану

Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте
города степной зоны, расположенные на берегах Волги, отмечают
их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану

Называют
города-миллионеры
степной зоны. Находят изучаемые
города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают названия городов в контурной карте

Рассказывают, какая опасность
угрожает животным степной зоны.
Показывают на карте заповедники
степной зоны и отмечают их в
контурной карте

25

53

Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1ч.

54

Климат. Реки

1ч.

55

Растительный мир

1ч.

Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне полупустынь и пустынь.
зону пустынь и полупуЗнакомство с географическим
стынь. Закрашивают в
положением, рельефом, полезконтурной карте зону
ными ископаемыми зоны пупустынь и полупустынь.
стынь
Показывают на карте по
условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о зоне пустынь и
природные зоны пустыполупустынь. Знакомство с осони
и
полупустыни.
бенностями климата и реками
Называют основные осоизучаемой природной зоны.
бенности климата пуПродолжение формирования
стынь с опорой на схему
навыков работы обучающихся с
(климат сухой и жаркий)
настенной, контурной картами
Показывают реки зоны
пустынь и полупустынь,
заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной
карте. Составляют рассказ о реках пустыни по
плану, используя помощь учителя
Формирование представлений
По иллюстрациям назыобучающихся о зоне пустынь и
вают растения зоны пуполупустынь. Знакомство с осостынь. Составляют рас-

Называют основные признаки пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают ее в
контурной карте. Перечисляют
полезные ископаемые, которые
добывают в пустынях и полупустынях

Характеризуют
климатические
условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны
пустынь и отмечают их в контурной карте

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя,
устанавливают
причинно26

бенностями растительного мира
изучаемой природной зоны

56

Животный мир

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся об
особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного отношения к миру природы

57

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного
отношения к людям других
национальностей, их обычаям и
традиция

58

Города зоны полупу-

1ч.

Продолжение формирование

сказ о любом растение следственные зависимости между
по опорным словам и климатом и особенностями растисловосочетаниям
тельного мира. Рассказывают как
растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о
растениях по плану
По иллюстрациям назы- Называют животных пустынь и
вают животных зоны пу- полупустынь с помощью учителя.
стынь. Составляют рас- Устанавливают
причинносказ о верблюде по следственные зависимости между
опорным словам и сло- растительным и животным мивосочетаниям
ром. Рассказывают как животные
приспособились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают
животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь
Показывают на карте зо- Называют основные занятия насену пустынь и полупу- ления зоны пустынь и полупустынь с опорой на иллю- стынь. Перечисляют отрасли сельстрации, называют ос- ского хозяйства полупустынь. Соновные занятия жителей ставляют рассказ о занятиях житезоны пустынь и полупу- лей зоны пустынь и полупустынь
стынь. Составляют рас- (территории между Волгой и Ахсказ о занятиях жителей тубой, побережья Каспийского
зоны пустынь и полупу- моря) по плану
стынь, используя помощь учителя
На настенной карте по- Показывают зоны пустынь и по27

стынь и пустынь

59

60

Охрана природы зоны
пустынь и полупустынь.

Положение на карте

1ч.

1ч.

представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство с крупными городами изучаемой природной зоны.
Совершенствование навыков работы с настенной и контурной
картами
Формирование представление
обучающихся об экологических
проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения.
Воспитание бережного отношения к природным богатствам
своей страны

казывают города зоны
пустынь и полупустынь,
используя помощь учителя.
Выписывают
названия
крупнейших
городов в тетрадь

лупустынь на карте природных
зон. Показывают на карте города
Астрахань и Элиста, отмечают их
на контурной карте. Рассказывают
о городах зоны пустынь и полупустынь по плану

По схеме называют экологические
проблемы
зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и полупустынь
на карте.
Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по
опорным словам

Описывают географическое положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют
характерные признаки климата,
занятия населения, крупные города.
Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные географические объекты на карте

Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне субтропиков.
зону субтропиков (с поЗнакомство с географическим
мощью). По рисункам
положением природной зоны,
называют растения и
климатом, особенностями расти- животных субтропиков.
тельного и животного мира суСоставляют рассказ об
хих и влажных субтропиков.
одном из растений/ жиВоспитание бережного отношевотных по плану с пония к природным богатствам
мощью учителя

Показывают на карте природных
зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с
помощью учителя. Характеризуют
климатические условия влажных и
сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об
одном из растений/животных зоны
субтропиков по плану
28

61

Курортное хозяйство.
Население и его основные занятия

1ч.

62

Города зоны влажных
субтропиков (Сочи,
Анапа, Геленджик).

1ч.

63

Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь)

1ч.

64

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Климат

1ч.

своей страны
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство с населением и его
основными занятиями.
Формирование элементарных
представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на
южном берегу Крыма
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами.
Продолжение формирования
навыков работы с настенной картой
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами

По рисункам называют
занятия населения в субтропиках с помощью
учителя. Находят на карте города - курорты на
побережье Черного моря,
заранее выделенные учителем

Называют культурные растения,
которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны.
Находят на карте крупные курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте

Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на
побережье Черного моря.
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на побережье
Черного моря. Находят изучаемые
города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по
плану. Подписывают названия городов в контурной карте

Находят на карте города
- курорты на побережье
Черного моря (заранее
выделенные учителем).
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя
Высотная поясность в горах – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают горы Роспредставлений обучающихся о
сии (заранее выделенные
природных зонах РФ.
учителем). С опорой на

Называют города на побережье
Черного моря. Находят изучаемые
города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по
плану. Подписывают названия городов в контурной карте

Показывают на карте горы России.
Называют животных, которые
обитают в горах.
29

65

Особенности природы
и хозяйства Северного
Кавказа

1ч.

66

Города и экологические
проблемы Урала

1ч.

67

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и

1ч.

Знакомство с областью высотной
поясности, ее положением на
карте, поверхностью, полезными
ископаемыми, особенностями
климата
Формирование представлений
обучающихся о высотной поясности.
Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой,
населением, хозяйством.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям

иллюстрации называют
животных высотной поясности. Используя карту, называют горы России
Показывают горы на
карте с помощью учителя.По иллюстрациям, с
помощью опорных слова
и словосочетаний, рассказывают о природе
Кавказа. Показывают и
называют по условным
знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть)
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о высотной поясно- Уральские горы, испольсти.
зуя помощь учителя. СоРасширение представлений о го- ставляют рассказ о природах РФ.
родных богатствах Урала
Знакомство обучающихся с при- по предложенным учиродой Уральских гор, крупными телем предложениям
промышленными городами Урала.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Продолжение формирование
Показывают на карте
представлений обучающихся о
Алтайские горы, испольвысотной поясности.
зуя помощь учителя. По

Обозначают горы на контурной
карте

Рассказывают о природе Кавказа.Перечисляют, с опорой на карту,
полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые
развиты в предгорьях Кавказа с
опорой на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст
учебника
Находят на физической карте России Уральские горы. Показывают
месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных
богатствах края. Перечисляют, что
выпускают предприятия тяжелой
промышленности Урала с опорой
на схему/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и
отмечают их на контурной карте
Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают на карте,
30

его основные занятия.
Города

68

Обобщающий урок по
географии России

1ч.

Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами
региона.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России».
Формирование навыков работать
в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради
на печатной основе.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами

рисункам отвечают на отмечают их на контурной карте.
вопросы, чем занимают- Составляют рассказ о занятиях
ся сельские жители Ал- сельских жителей Алтая по плану
тая

Показывают на карте
природные зоны России.
Называют с опорой на
карту - приложение к
учебнику - характерные
особенности природных
зон России

Показывают на карте природные
зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные
зоны.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».