8.3 РП_Информатика_3

Приложение №8.3 к АООП УО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Информатика»
3 класс

Храмцово
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по элементарной компьютерной грамотности
для детей с легкой умственной отсталостью( вариант 1) составлена на основе следующих
нормативных актов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственнного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
«Элементарная компьютерная грамотность» отведено по 1 часу в неделю для 3
класса, что составляет 17 часов за учебный год.
Методические материалы:
Цифровые образовательные ресурсы
1.
Учителю начальных классов - методические материалы, ресурсы в
интернете (metodkabinet.eu) - http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html
2.Учительский портал https://uchitelya.com/
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением
взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
отличается
качественным
своеобразием.

Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие.
Меньший
потенциал
уобучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу
которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного
материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Особенности познавательной
деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление
образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
Воображение
как
один
из
наиболее
сложных
процессов
отличается
значительнойнесформированностью.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для
обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с
точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно
сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение
специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности
движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению
учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью.
Специальные условия
Система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного
обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной
отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Педагогические условия для
обучающихся с умственной отсталостью решают
как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его
социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности,
соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. Особая
организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической
деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают
качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие

интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными
операциями.
– Организация рабочего места ребенка с обеспечением возможности постоянно
находиться в зоне внимания педагога.
– Использование специальных учебно-методических пособий и дидактических
материалов.
– Использование наглядных, практических, словесных методов обучения и
воспитания с учетом психофизического состояния ребенка, индивидуальный подход,
дифференцированные задания, работа по алгоритму.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса:
Обучающиеся должны знать:
•
технику безопасности при работе за компьютером;
•
правила поведения в компьютерном классе;
•
назначение и основные устройства компьютера.
Учащиеся должны уметь:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура,
монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций
человека;
запускать программы из меню «Пуск»;
уметь работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере»,
«Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой»
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Данная программа предлагает связь с предметами математикой, письмом, чтением,
географией, историей, биологией, социально-бытовой ориентацией.
Содержание курса информатики и информационных технологий
В основу курса "Информатика" для 3 класса положены такие принципы, как:
1. Научность в сочетании с доступностью и систематичность изложения
(включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом
возрастных и умственных особенностей обучаемых). Для умственно отсталых детей
программа упрощена и адаптирован набор понятий.
2. Ориентированность на практику, обеспечивающие отбор содержания,
направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности,
поиске нужной информации, реализующих основные пользовательские возможности

информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что
компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на
получение новых знаний в области компьютерной грамотности и информационных
технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у
школьников
обобщенных
способов
деятельности,
формирование
навыков
самостоятельной работы).
Цели изучения курса «Информатика»:
«общекультурная» цель – ознакомление учащихся с компьютерами и
формирование мировоззрения ребёнка;
«технологическая» цель — приобретение навыков работы на клавиатуре в
текстовом редакторе;
коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти,
мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
«общепедагогическая» цель –
обновление
содержания,
методов
и
организационных форм учебной работы.
Основные задачи курса:
усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе
на клавиатуре;
использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития
моторики пальцев, развитие познавательного интереса.
Информационные технологии:
текстовый редактор: назначение и основные функции:
графический редактор Paint, назначение и основные функции;
мультимедийные технологии.
Технологии обучения: элементы педагогических технологий с коррекционной
направленностью,
мультимедийные
технологии,
индивидуального
и
дифференцированного подхода, здоровье сберегающие, информационные.
Формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тематическое планирование курса элементарная компьютерная грамотность
для 3 класса
Дата проведения

№
урока

Тема урока

Количеств
о часов

1

2

3

1

Правила т/б. Основные
элементы компьютера.
Включение и выключение
компьютера. Повторение.

1

2

Управление компьютером
при помощи мышки.

1

План
4

Факт
5

3

Управление компьютером
при помощи клавиатуры.

1

4

Работа с клавиатурным
тренажёром.

1

5

Работа с клавиатурным
тренажёром.

1

6

Работа с программой Word.
Ввод текста с клавиатуры.

1

7

Работа с программой Word.
Ввод текста с клавиатуры.

1

8

Правила т/б. Работа с
программой Word. Ввод
текста с клавиатуры.

1

9

Работа с программой Word.
Ввод текста с клавиатуры.

1

10

Работа с программой Word.
Шрифт. Размер шрифта.

1

11

Работа с программой Word.
Шрифт. Размер шрифта.

1

12

Работа с программой Word.
Выравнивание текста.

1

13

Работа с программой Word.
Выравнивание текста.

1

14

Работа с программой Word.
Ввод текста с клавиатуры.

1

15

Графический редактор Paint.
Панель инструментов.

1

16

Графический редактор Paint.
Заливка цветом.

1

17

Графический редактор Paint.
Заливка цветом.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».