6.1 РП_Природоведение_ 6_ УО

Приложение № 6.1 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор

___________________

____________________

Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Природоведение»
6 класс

Храмцово
2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............... Ошибка! Закладка не определена.

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие
интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного
отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы
(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни
растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх
разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся
на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех
живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны
растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители
флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна
быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её
красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и
неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета
«Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него
элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой;
исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых
слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:
сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри
рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих

4

тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись
рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
1.

Название раздела

Количество
часов

Контрольные работы

Введение

1

1

2.

Растительный мир

17

1

3.

Животный мир

35

1

4

Человек

12

1

5.

Обобщение

3

1

68

5

Итого:

5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания,
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
− формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,
формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при
незначительных травмах;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам
живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево
леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы,
декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию
педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение
луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;

6

− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей
работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижений

−
−
−
−

−
−
−

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за
устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик
в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может
быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на
поставленные вопросы;
в речи не использует изученную терминологию;
подводит итоги только при максимальной помощи учителя.

7

Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов
или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».