6. РП_Природоведение_ 5 _ УО

Приложение № 6 к АООП УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор

___________________

____________________

Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Природоведение»
5 класс

Храмцово
2025
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 4
III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................. 7

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............ Ошибка! Закладка не определена.

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет
следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде
в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из
тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх
разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными
достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его
влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных
ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел
программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами
водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5
классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с
наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей
страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него
элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой;
исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение
новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация
словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со
словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование
умений анализировать
прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи,
сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для
справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
4

− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

5

№
п/п
1.

Содержание разделов
Название раздела

Контрольные
работы

Введение

Количество
часов
2

2.

Вселенная

6

1

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.

Наш дом-Земля:
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия

8
14
16
6
14

1
1
1
1
1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

Итого:

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее
природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,
умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе
и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее
полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в
жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные
металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
7

− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.

−
−
−
−

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических
взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других
источников знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее приобретенные
знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных
работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ;
8

Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований
программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость
незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
− Оценка «2» - не ставится

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».