21РП_Финансовая грамотность_7-8 классы

Приложение
№21
к
ОП
УО,
утвержденной
приказом
директора
МКОУ «Храмцовская ООШ» №24-д от
18.08.2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________
Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 7-8 классов

Храмцово
2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии
с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности
(основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным
программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа в 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной
программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования
подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в
образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является
основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённый
Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих
соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения инфор-мации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и
литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками,
диаграммами,содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством

формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на
проведение праздника (школьного, семейного, государственного,профессионального)» и т.
д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся
на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного

бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги,
об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных
лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Номер
Тема занятия
Вид
темы
занятия
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
1.
Могут ли люди быть финансово
Постановка
независимыми от государства
учебной задачи
2.
Что такое налоги и почему их
Практикум
надо платить
3.
Какие бывают налоги
Практикум
4.
Учимся считать налоги
Практикум
5.
Ролевая игра «Считаем налоги
Занятие-игра
семьи»
6.
Сравниваем налоги граждан
Практикум
разных стран
7.
Исследуем, какие налоги платит
Мини-исследование
семья и что получает от
государства
8.
Как работает налоговая служба
Учебная экскурсия
9.
Учебные мини-проекты «Налоги»
Защита проектов
10.
Что такое социальные пособия
Практикум
и какие они бывают
11.
Учимся находить информацию
Практикум
на сайте Фонда социального

Кол-во
часов*
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем
Занятие-игра
социальное пособие»
13.
Исследуем, какие социальные
Мини-исследование
пособия получают люди
14.
Учебные мини-проекты
Защита проектов
«Социальные пособия»
15.
Обобщение результатов изучения
Контроль знаний
модуля 3
16.
Презентация портфолио «ЧелоВыставка портфолио
век и государство: как они
взаимодействуют»
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный
бизнес
17.
Для чего нужны банки
Практикум
18.
Почему хранить сбережения
Практикум
в банке выгоднее, чем дома
19.
Какие бывают вклады
Практикум
20.
Что такое кредиты и надо ли их
Практикум
брать
21.
Изучаем сайт Центрального банка
Практикум
РФ
22.
Исследуем, какими банковскими
Мини-исследовауслугами пользуется семья
ние
23.
Как избежать финансовых потерь
Практикум
и увеличить доходы
24.
Как работает банк
Учебная экскурсия
25.
Учебные мини-проекты
Защита проектов
«Банковские услуги для семьи»
26.
Что мы знаем о бизнесе
Практикум
27.
Как открыть фирму
Практикум
28.
Для чего нужны бизнесПрактикум
инкубаторы
29.
Ролевая игра «Открываем фирму»
Занятие-игра
30.
Что такое валюта и для чего она
Практикум
нужна
31.
Учимся находить информацию
Практикум
о курсах валют и их изменениях
32.
Обобщение результатов изучения
Контроль знаний
модуля 2
33.
Презентация портфолио «Услуги
Выставка портфолио
финансовых организаций и
собственный бизнес»
Заключение
34.
Обобщение результатов изучения
Итоговый контроль
курса «Финансовая грамотность»
Итого
12.

Модуль 1 ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют

1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая
ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице,
пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
•
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
•
¸ различать прямые и косвенные налоги;
•
¸ считать сумму налога;
•
¸ проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;
•
¸ высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейномбюджете;
•
находить нужную информацию на социальных порталах;
•
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить¸ называть основные налоги
в Российской Федерации
•
(подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
•
¸ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать
их примерную величину;
•
¸ перечислять условия получения различных видов социальных пособий в
Российской Федерации;
•
¸ называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
•
¸ приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
•
¸ высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между
уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 1.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 2. услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование
вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнесплан, бизнес-инкубатор,
валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных
доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт
потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного
курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
•
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
•
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
•
находить актуальную информацию об услугах банков;
•
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
•
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
•
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
•
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
•
находить и анализировать информацию о курсе валют;
•
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
•
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит,
инвестиции);
•
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для
увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника
отличается от труда бизнесмена;
•
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
•
объяснять причины существования различных валют;
•
называть основные мировые валюты и страны их использования;

•
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об
изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения
и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения
семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный
бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая
проверочная работа по курсу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Номер
Тема занятия
Вид
темы
занятия
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег
1.
Деньги: что это такое
Л/П
2.
Что может происходить с деньгами
Л/П
и как это влияет на финансы
вашейсемьи

Кол-во
часов*
9
2
1
1

Тема 2. Источники денежных средств семьи
Какие бывают источники доходов
Л/П
От чего зависят личные и семейные
Л/П
доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов
5.
Как контролировать семейные
Л/П
расходы и зачем это делать
6.
Учебные мини-проекты
З/П
«Контролируем семейные расходы»
Тема 4. Построение семейного бюджета
7.
Что такое семейный бюджет и как
Л/П
его
построить
8.
Как оптимизировать семейный
Л/П
бюджет
9.
Обобщение результатов работы,
КЗ/П
представление проектов,
тестовыйконтроль
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов
с использованием услуг финансовых организаций
10.
Для чего нужны финансовые
Л/П
организации
11.
Как увеличить семейные доходы
С/П
с
использованием
финансовых
организаций
Тема 6. Финансовое планирование
как способ повышения финансового благосостояния
12.
Для чего необходимо осуществлять
Л/П
финансовое планирование
13.
Как осуществлять финансовое
Л/П
планирование на разных жизненных
этапах
14.
Представление проектов
ЗП
15.
Обобщение результатов работы,
КЗ
выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
16.
Особые
жизненные
ситуации:
Л/П
рождение
ребёнка,
потеря
кормильца
17.
Особые
жизненные
ситуации:
Л/П
болезнь,
потеря работы, природные и
техногеногенные катастрофы
18.
Чем поможет страхование
Л/П
Тема 8. Финансовые риски
19.
Какие бывают финансовые риски
Л/П
20.
Что такое финансовые пирамиды
Л/П
3.
4.

2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
6
2
1
1

2
1
1
1
1
6
3
1
1

1
2
1
1

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Представление
проектов,
ЗП/КЗ
выполнение
тренировочных заданий, тестовый
контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации:
как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
Что такое банк и чем он может быть
Л/П
полезен
Польза и риски банковских карт
Л/П
Тема 10. Собственный бизнес
Что такое бизнес
Л/П
Как создать свое дело
Л/П
Тема 11. Валюта в современном мире
Что такое валютный рынок и как он
Л/П
устроен
Можно ли выиграть, размещая
Л/П
сбережения в валюте
Представление проектов
ЗП
Обобщение результатов работы,
КЗ
выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Модуль 5. Человек и государство:
как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Что такое налоги и зачем их платить
Л/П
Какие налоги мы платим
Л/П
Тема 13. Пенсионное обеспечение
и финансовое благополучие в старости
Что такое пенсия и как сделать её
Л/П
достойной
Представление проектов
ЗП
Итоговый контроль знаний
КЗ

1

8
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
5
2
1
1
2
1

Итого

1
1
34

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный
банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал,
Благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит,
дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной
экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы,
структуры доходов населения России

и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов,
влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня
благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и
доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного
бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и
услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность
и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности
обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут
привести к финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или
семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в
краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её
влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала
извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном
горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования
сбережений.
Модуль 2. Способы повышения семейного
благосостояния
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц,
возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других
финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов
для повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;

• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для
обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки
в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также
представление о способах со-кращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно
изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для
управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;_
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4. Семья и финансовые организации:как сотру дничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финанси-рования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения
бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на
валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить
специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких
условиях семья может выигвыиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых
созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход,
прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;

• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а
также угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
МОДУЛЬ 5. Человек и государство:как они в заимодействуют
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание
негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по
программам накопления
средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую
необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и
имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления
накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой
карьеры.
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности

При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать
следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения
мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных
достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение
образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по
финансовой грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел
«Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить
материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы
портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и
отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу
представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по
возможным доходам и расходам
семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и
оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы,сметы, решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастеркой с целью сравнения
своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при
необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов,
рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных
чувств.
5. Итоговый анализ динамики своих достижений в области финансовой грамотности
с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить
свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить
задачи дальнейшего изучении вопросов финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования
определённых умений и компетенций.

Цель

практикума

заключается

в

выполнении

практических

заданий

тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для
решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с
понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между
различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения
самостоятельно подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой
форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе
практикума могут быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах
финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на
основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и
с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку,сбор, обработку и анализ информации и
оценку полученных результатов.
В 7 классах возможна организация более полного исследования, которое
предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных,
проведение опросов, интервью,
оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого
текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на
освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.

В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама,папа, бабушка,
дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы
«семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной
основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы«семьи» в разных
ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки
и т. д.; в) налоги «семьи»:подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы
контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых
налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают
источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и
нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги
могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в
межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов
групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:
«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должнывести себя родители
в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие
ситуации предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? Что стало личным
образовательным достижением участия в игре? Как можно представить результаты игры в
своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для
непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом,
страховыми компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.

1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет
задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт
по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой
результат должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает
финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой
вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по
своему вопросу или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована
выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно
включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т.
д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во
время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на
экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую
цель и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает:
выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна
участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например,
газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного
проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».