20РП_Читательская грамотность_5-6 класс

Приложение №20 к ОП ООО,
утвержденной приказом директора
МКОУ «Храмцовская ООШ»
от 18.08.2025 г. №24-д

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МКОУ "Храмцовская ООШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор

___________________

____________________

Федорова О.В.
Протокол №1
от «18» августа 2025 г.

Кайгородова Н.П.
Приказ №24-д
от «18» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Читательская грамотность»
для обучающихся 5-6 классов

Храмцово
2025
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Читательская грамотность» (Основы смыслового
чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5-6 классов общеобразовательной
школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так
как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287
- основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения»,
разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям
совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об
образовании»;
- учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п.
10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей.
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде
и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы
в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является
чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной
деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Учебный курс «Читательская грамотность» предусматривает работу с текстами разных
форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам
поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
2

второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цели:
• формирование

и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
• формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы
школы;
• формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
• развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
• вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
• развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
• освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
• учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
• углубления базовых знаний по теории текста;
• использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
• использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
• использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
• использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

3

В 5 и в 6 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю. Суммарно изучение
курса в 5 классе по программе рассчитано на 34 часа, изучение курса в 6 классе по
программе рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5 КЛАСС
Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию.
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное. Цель чтения. Выбор книги (текста).
Понятие о тексте. Интонация. Роль заглавия и эпиграфа. Словари и справочники. Слово
как инструмент воздействия.
Читаем, различая факты и мнения.
Учебный текст и его элементы. Виды информации в учебном тексте. Главная и
второстепенная информации. Скрытая информация. Главная мысль. Тема и идея текста.
Погружение в текст. «Толстые» и «тонкие» вопросы. Составление плана (простого и
сложного). Недостающая и избыточная информация.
В мире текстов: от этикетки до повести.
Виды текстов. Сплошной текст. Несплошной текст и его особенности. Шифровка и
дешифровка текста. Строение текста разных типов речи. Монолог и диалог. Цитаты.
Шаг за пределы текста: пробуем действовать.
Оценка содержания. Выражение собственного мнения о прочитанном и
аргументация. Отзыв как жанр. Написание отзыва. Рецензия как жанр. Написание
рецензии.
События и факты с разных точек зрения.
Достоверность и недостоверность информации. Анализ содержания текста.
Сопоставление различных точек зрения на информацию. Дискуссия о прочитанном.
6 КЛАСС
Текст.
Как построен текст? Строение текстов разных типов речи. «Сцепления» в тексте
Смысловые связи в тексте. Ролевая игра. Стили речи. Погружение в текст. Воображение и
прогнозирование.
Диалог.
Диалог с текстом. «Толстые и тонкие» вопросы. Выделение главной мысли. Игра.
Работа с текстом.
Учимся читать «между строк». Скрытая информация в тексте. Что помогает понять
текст? План текста. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты. Когда
текст прочитан. Оценка, создание вторичного текста на базе другой информации.
Повторение.
Практикум-диагностика. Тестовая работа по комплексному применению умений
работать с информацией и текстом. Чему я научился. Подведение итогов, оформление
портфолио.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4

Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы
личности;
• использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
•

Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
• умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
• элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
•

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
•

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
•

5

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические
связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• прогнозировать содержание текста;
• находить скрытую информацию в тексте;
• использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
•

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
•

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;
• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
• оценивать не только содержание текста, но и его форму.
•

Предметные результаты:
5 КЛАСС
учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
• обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
•

6

6 КЛАСС
учащиеся получат возможность
• понимать

текста, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие
нравственные ценности;
• умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
• определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
текста;
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
• формировать навыки собственной интерпретации, понимания авторской позиции и
своего отношения к ней.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Кол-во часов
Контрольные
работы
Раздел 1. Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию
1.1. Умеем ли мы читать?
1
Интонация
1.2. Как выбрать книгу? Виды
1
чтения: просмотровое,
ознакомительное
1.3. Учимся ставить цель чтения
1
1.4. Текст
1
1.5. Роль заглавия и эпиграфа
1
1.6. Словари и справочники
2
1
1.7. Слово как инструмент
2
воздействия
Итого по разделу
9
1
Раздел 2. Читаем, различая факты и мнения
2.1. Учебный текст
2
2.2. Информация в тексте
3
2.3. Главная мысль
2
2.4. Работа с текстом
1
Итого по разделу
8
Раздел 3. В мире текстов: от этикетки до повести
3.1. Виды текстов
2
3.2. Шифровка и дешифровка
2
текста
3.3. Строение текста разных
1
типов речи
3.4. Монолог и диалог. Цитаты
2
1
Итого по разделу
7
1
Всего

Практические
работы

1
1

1
1
2
1

1
7

Раздел 4. Шаг за пределы текста: пробуем действовать
4.1. Оценка содержания
2
4.2. Отзыв
2
4.3. Рецензия
2
Итого по разделу
6
Раздел 5. События и факты с разных точек зрения
5.1. Достоверность и
1
недостоверность
информации
5.2. Анализ содержания текста
2
5.3. Сопоставление различных
1
точек зрения на информацию
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ

1
1
2

1

1
1

1
3

2
8

6 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов и
тем программы

Раздел 1. Текст
1.1 Как построен текст?
Строение текстов разных
типов речи
1.2 «Сцепления» в тексте.
Смысловые связи в тексте
1.3 Ролевая игра
1.4 Стили речи. Погружение в
текст
1.5 Погружение в текст
1.6 Воображение и
прогнозирование
Итого по разделу
Раздел 2. Диалог
2.1 Диалог с текстом.
2.2 Диалог с текстом. «Толстые и
тонкие» вопросы
2.3 Диалог с текстом.
Выделение главной мысли
2.4 Игра
Итого по разделу
Раздел 3. Работа с текстом
3.1 Учимся читать «между
строк». Скрытая информация
в тексте

Кол-во часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2
2

1

1
3
2
2

1
1

12

1

2

2
2
2
1
7
3

1

1

1
1
1

8

3.2 Что помогает понять текст?
План текста
3.3 Что помогает понять текст.
Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты
3.4 Когда текст прочитан.
Оценка прочитанного
3.5 Когда текст прочитан.
Создание вторичного текста
на базе другой информации
Итого по разделу
Раздел 4. Повторение
4.1 Практикум-диагностика.
Тестовая работа по
комплексному применению
умений работать с
информацией и текстом
4.2 Чему я научился?
Подведение итогов,
оформление портфолио
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
2

2

1

2

1

11

3

1

1

3

4
34

2

1
3

2
7

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».